Управление образования Администрации Режевского городского округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития» ПРИНЯТО на Совете МБУ ДО ЦТР протокол № 4 от 25.03.2021 г. РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБУ ДО ЦТР протокол № 2 от 28.04.2021 г УТВЕРЖДАЮ И.О. Директор МБУ ДО ЦТР ___________Н.В.Агеева Приказ № 69/01-06 от 28.04.2021 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА на 2021-2025г.г. Реж, 2021 2 Образовательная программа Содержание Цель разработки Образовательной программы Пояснительная записка. Миссия Учреждения. Цель Образовательной программы. Задачи Образовательной программы. Приоритетные направления деятельности Раздел 1. Информационная справка 1.1. Общая характеристика Учреждения 1.2. Нормативно-правовая база деятельности Учреждения 1.3. Характеристика кадрового состава 1.4. Характеристика контингента обучающихся 1.5. Режим работы Учреждения 1.6. Материально-техническая и учебно-методическая база 1.7. Программно-методическое обеспечение 1.7.1. Учебный план 1.7.2. Характеристика дополнительных общеобразовательных программ (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) 1.7.3. Методическое сопровождение образовательной деятельности 1.7.4. Оценивание деятельности обучающихся. Мониторинг образовательной деятельности 1.7.5. Система внеклассной деятельности, как способ учёта индивидуальных особенностей обучающихся 3 4-5 6 7 7 8-9 9 9-10 10-11 11 11-13 13 13-14 Раздел 2. Определение социального заказа 14-15 Раздел 3. Перспективы развития Учреждения 15-17 3.1. Образ выпускника, ожидаемый результат реализуемой Образовательной программы 3.2. Мониторинг реализации Образовательной программы 3.3. Управление реализацией Образовательной программы 3.4. Этапы реализации Образовательной программы 17-18 18-19 19 19 Список литературы Приложение №1 20 21-27 3 Цель разработки Образовательной программы Образовательная программа (далее ОП) Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития» (далее МБУ ДО ЦТР) включает изложение целей и принципов обучения, воспитания и развития обучающихся в интересах личности, общества, государства. Реализация ОП призвана обеспечить качественное образование, его доступность, эффективность, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ОП является нормативно-управленческим документом МБУ ДО ЦТР, характеризует специфику содержания образования, особенности организации образовательной деятельности и определяет стратегию развития учреждения. Работа над ОП позволила администрации и педагогическому коллективу МБУ ДО ЦТР: - глубже понять назначение своего Учреждения, определить особенности деятельности педагогического коллектива и организации образовательной деятельности; - грамотно составить учебный план, мотивированно определить содержание; - выбрать адекватные формы контроля реализации ОП. Назначение ОП: обеспечить качество, доступность, эффективность образования, как основного результата деятельности участников образовательных отношений. ОП Учреждения создана с учётом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы образовательного учреждения. ОП включает концепцию, цели, задачи и определяет в динамике изменения в содержании дополнительного образования МБУ ДО ЦТР; разработке, исследовании и контроле реализации дополнительных образовательных программ; применении современных педагогических технологий и методик дополнительного образования. Общим результатом работы МБУ ДО ЦТР является повышение эффективности деятельности образовательной организации и высокий уровень удовлетворенности общества качеством дополнительного образования. 4 Пояснительная записка Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребенка. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития» - сложная и динамичная социальная структура. В МБУ ДО ЦТР взаимодействуют педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, которые имеют самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими запросами и интересами. По своему содержанию МБУ ДО ЦТР охватывает все сферы жизнедеятельности обучающихся, поэтому педагогический коллектив через организацию образовательной деятельности в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности. Кроме того, Учреждение обеспечивает разноуровневое обучение, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 5 Современное дополнительное образование детей: • образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; • инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны; • институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства; • социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости». Образовательная программа МБУ ДО ЦТР состоит из следующих разделов: Раздел 1. Информационная справка, которая содержит характеристику материальных и кадровых возможностей Учреждения, обеспечивающих гарантии, возможности достижения результатов образования. Раздел 2. Определение социального заказа. Раздел 3. Перспективы развития Учреждения, пути решения поставленных перед Учреждением задач и ожидаемых результатов. Цель Образовательной программы Создание условий для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и самих обучающихся, с учётом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей Учреждения. Задачи Образовательной программы 1.Определить приоритетные пути развития Учреждения, улучшения материальнотехнического оснащения. 2.Обеспечить равные возможности на получение дополнительного образования всех категорий обучающихся в соответствии с их потребностями, способностями и возрастными особенностями, состоянием здоровья по всем основным направлениям социально-полезной деятельности. 3.Соблюсти соответствие локальных актов (устава Учреждения, дополнительных общеобразовательных программ, учебного плана и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательную деятельность для реализации дополнительного образования. 4.Продолжить обеспечение комплекса информационных, организационных, методических, образовательных условий, направленных на развитие и сопровождение профессиональной деятельности работников. 5.Объединить обучение и воспитание в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6.Способствовать развитию творческих способностей детей и взрослых, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно- 6 нравственном и физическом совершенствовании, организации свободного времени на основе предоставления свободы выбора по интересам. 7.Использовать образовательные, педагогические, научно-методические и материальные ресурсы для выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности. 8.Продолжить реализацию инновационного проекта «Имею мнение – хочу экспериментально проверить». 9. Усилить работу по обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся, в том числе их эмоциональному благополучию, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. 10.Позиционировать деятельность Учреждения как центра дополнительного образования в культурно-образовательном пространстве Режевского городского округа. 11.Расширять социальное партнёрство с различными учреждениями и образовательными организациями для создания единого культурно-образовательного пространства. Основные направления деятельности • Создание условий для доступности каждому ребенку качественного дополнительного образования и возможности построения дальнейшей успешной образовательной и профессиональной карьеры, формирование в системе дополнительного образования социальных лифтов • Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны • Укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся • Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения • Создание условий для профессионального развития и самореализации педагогов дополнительного образования через обновленную систему повышения квалификации, профессиональных конкурсов, профессионально-общественных объединений • Придание системе дополнительного образования нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала • Обеспечение баланса между гарантированной поддержкой значимых для общества образовательных программ и предоставлением возможности свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ • Развитие современной инфраструктуры дополнительного образования детей 7 1. Аналитико-прогностическое обоснование Образовательной программы МБУ ДО ЦТР на 2020-2025 годы ОП разработана в соответствии требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, системы образования в Свердловской области, и представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срока мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие МБУ ДО ЦТР. Выполнение ОП предполагает реализацию принципов партнерства, целостности, саморазвития, интеграции с образовательными организациями; отражает территориальные особенности. Миссию учреждения. 2.1. Нормативно-правовая база для разработки Образовательной программы Данная ОП разработана в соответствии с действующими нормативными документами: -Конституция Российской Федерации; -Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); -Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 г., одобренная Генеральной Ассамблеей ООН; -Декларация прав ребёнка; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ГАС 000) и Федерального государственного образовательного стандарта соеднего общего образования (далее. - ФГОС СОО) к структуре основной оразовательной программы. -Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 01.01.2021г. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и другие приказы Министерства образования и науки РФ; - Приказы Министерства образования и молодежной политики Свердловской области; - Устав МБУ ДО ЦТР; - Локальные акты МБУ ДО ЦТР. 2.2. Информационная аналитическая справка 1. Общая характеристика Учреждения Местонахождение Учреждения, юридический адрес: Россия, 623752, Свердловская область, г. Реж, ул. Металлургов, д.8, тел. 8 (34364) 5–83–18 Образовательная деятельность Учреждения осуществляется по следующим адресам: Россия, 623752, Свердловская область, г. Реж, ул. Металлургов, д.8, тел. 8 (34364) 5–83– 18; Россия, 623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Пятилетки, д.6, тел. 8 (34364) 3–31–13; Официальный сайт: цтр-реж.рф 8 Электронная почта cvrrez@mail.ru Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области бессрочно - серия 66Л01 № 0004793 от 25 января 2016 года, регистрационный номер 18178. Свидетельство о государственной аккредитации № 4744 от 25.05.2009 г. Историческая справка История пионерского движения началась с 1925 года, когда Екатеринбургский губернский комитет РКСМ 25 июля 1925г. принял два тезиса о детском коммунистическом движении: с 12 по 20 августа объявить неделю по организации детских коммунистических групп. В Реже уже к октябрю было создано 17 пионерских отрядов, состоящих из 501 пионера. Позднее организационным центром всей пионерской жизни в городе и районе стал Дом пионеров. Начинался Дом пионеров с нескольких кружков детского творчества. В 1994 году Дом пионеров был реорганизован в Центр внешкольной работы. С 2001 года Центр внешкольной работы представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, включающее шесть структурных подразделений, расположенных в микрорайонах Гавани, Быстринский, Машиностроителей, посёлке Озёрный. На сегодняшний день МБУ ДО ЦТР является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования детей и взрослых на территории Режевского городского округа. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: учебновоспитательную, организационно-массовую, инструктивно-методическую, управленческую, хозяйственно-экономическую. Учреждение является: - организатором районного Фестиваля детского творчества; - ресурсным центром Администрации Режевского городского округа по реализации муниципальной Программы обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в области методической и экспертно-аналитической деятельности; - социокультурным центром по реализации Программы повышения правовой культуры подрастающего поколения Режевского городского округа, в том числе координирует развитие детского движения на территории РГО. МБУ ДО ЦТР активно участвует в городских и областных конференциях, выставках инноваций, годичных совещаниях, занимает ведущее место в системе дополнительного образования Режевского городского округа, является базовой площадкой ГАУДО СО «Дворец молодёжи. Опора на право и нравственность в Учреждении - одно из важнейших условий обеспечения безопасности всех участников образовательных отношений. 2. Режим работы Учреждения Продолжительность учебного года. Учебный план определяет продолжительность учебного года с 1 сентября до 31 мая. Комплектование учебных групп проводится ежегодно в августе – сентябре. Занятия для детей проводятся во все дни недели, включая воскресные и каникулы. Расписание занятий. Учреждение самостоятельно определяет режим работы. Расписание занятий в Учреждении составлено с учётом того, что они являются 9 дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. Занятия проходят в свободное от основной учебы время, обучающимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую. Учебно-воспитательная деятельность проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Занятия организованы в 3 смены. Начало занятий - 8.00 ч., окончание занятий 20.00 ч. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет и старше допускается окончание занятий в 21.00 часов. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся. Для детей дошкольного возраста продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут, для детей младшего, среднего, старшего возраста, взрослых - 45 минут, 15 минут после занятий устаивается перерыв для отдыха обучающихся и проветривания помещений. 3. Характеристика кадрового состава Образовательный уровень педагогических работников 6% Высшее 28% Среднее-профессиональное 66% Среднее В Учреждении функционирует профессиональный стабильный педагогический коллектив. На 31.12.2020 г. в Учреждении педагогических и руководящих работников – 32 человека (из них 7 чел. совместители). Квалификация 12,00% 22,00% Высшая кв.к. 1 кв.к. Соответствие 22,00% Не имеют категории 44,00% 10 Ежегодно педагогические работники успешно проходят процедуру аттестации. На 31.12.2015г. - 78% педагогического коллектива имеют квалификационные категории. За 2016-2020 г.г. 32 педагогических и руководящих работников прошли аттестацию Не аттестованными остаются вновь принятые педагоги, не имеющие стажа работы по занимаемой должности, в связи с изменениями нормативных документов по аттестации. Педагоги принимают участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, выставках, занимают призовые места, что является показателем высокого уровня их профессионального мастерства. В системе педагогические и руководящие работники повышают свое профессиональное мастерство, квалификацию 100 %. Квалификация педагогических работников, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи. 3. Характеристика контингента обучающихся Количество обучающихся 3000 2500 2441 2126 2000 1778 1386 1500 1485 1000 500 0 2016 2017 2018 2019 2020 Ряд 1 Количество обучающихся в МБУ ДО ЦТР уменьшилось на 31.12.2020 г. по сравнению с прошлым периодом из-за ликвидации структурного подразделения по адресу г. Реж, ул. Пятилетки, д. 8. Также с 2019 года в учреждении началась работа по внедрению Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Данный проект предусматривает персонифицированный учет детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием посредством выдачи им сертификатов дополнительного образования. Количество обучающихся на 31.12.2020 года составляет 1 485 детей, в том числе в рамках муниципального задания получают образовательные услуги 1 390 детей и в рамках персонифицированного финансирования 95 человек по художественной, туристскокраеведческой и физкультурно-спортивной направленностям. Возрастная характеристика детского коллектива 11 75,00% 20% 5,00% 5-9 лет 10-14 лет 15-17 лет Вывод: большинство обучающихся в Учреждении составляют дети младшего и среднего школьного возраста. Гендерный состав 2016 год Гендерный % (кол-во) состав Девочки 59 (1 447) Мальчики 41 (994) ВСЕГО 2 441 70 60 50 61,5 59 41 40 2017 год % (кол-во) 61,5 (1 308) 38,5 (818) 2 126 60 58 42 38,5 2018 год % (кол-во) 58 (1 034) 42 (744) 1 778 2019 год % (кол-во) 60 (826) 40 (560) 1 386 2020 год % (кол-во) 58 (858) 42 (627) 1 485 58 40 42 30 20 10 0 2016 2017 2018 Девочки 2019 2020 Мальчики Большинство обучающихся в Учреждении девочки, что составляет ежегодно около 60% от общего количества обучающихся. 4. Программно-методическое обеспечение Образовательные услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся осуществляются на базе двух структурных подразделений Учреждения. Учитывая большую протяжённость города, структурные подразделения являются эффективной формой привлечения детей и взрослых к услугам дополнительного образования. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам проходит в течение всего учебного года в соответствии с учебным планом. 12 Учебный план направлен на создание условий для целенаправленного процесса воспитания, обучения и развития личности ребёнка посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах ребёнка, общества, государства. Учреждение оказывает образовательные услуги по 6 направленностям: художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, физкультурноспортивной, естесственнонаучной, технической. Педагогами самостоятельно разработаны и внедряются 100 % составительских дополнительных общеобразовательных программ. Направленность дополнительных общеобразовательных программ Художественная Социальногуманитарная Физкультурноспортивная Техническая Естесственнонаучная Туристскокраеведческая ВСЕГО ПРОГРАММ 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год (%, кол-во (%, кол-во (%, кол-во (%, кол-во (%, кол-во программ) программ) программ) программ) программ) 61,5 (40) 15,4 (10) 58,0 (36) 14,5 (9) 54,2 (26) 16,6 (8) 54,5 (24) 18,2 (8) 51,8 (28) 18,5 (10) 3,1 (2) 6,5 (4) 4,2 (2) 9,1 (4) 9,3 (5) 7,7 (5) 4,6 (3) 7,7 (5) 9,7 (6) 4,8 (3) 6,5 (4) 14,6 (7) 4,2 (2) 6,2 (3) 11,4 (5) 2,3 (1) 4,5 (2) 11,1 (6) 1,9 (1) 7,4 (4) 65 62 48 44 54 70,00% 61,50% 60,00% Художественная 58,00% 54,20% 54,50% Соц-гуманитарная 51,80% 50,00% Физ-спортивная Техническая 40,00% Естесственнонауч ная Туркраеведческая 30,00% 20,00% 15,40% 16,60% 14,60% 9,70% 10,00% 4,60% 0,00% 14,50% 7,70% 3,10% 2016 г. 6,50% 4,80% 2017 г. 6,20% 4,20% 2018 г. 18,20% 18,50% 11,40% 11,10% 9,30% 7,40% 9,10% 4,50% 2,30% 2019 г. 1,90% 2020 г. По реализации дополнительных общеобразовательных программ за 2016 – 2020 г.г. самыми многочисленными являются объединения художественно-эстетической направленности, на втором месте - социально-гуманитарной направленности, на третьем – технической направленности. 13 Динамика образовательных услуг 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Направленность % (кол-во) % (кол-во) % (кол-во) % (кол-во) % (кол-во) дополнительных общеобразовательных программ Художественная 68,4 (1 670) 66,5(1 414) 56,8 (1 010) 64,5 (894) 64,7 (960) Социально-гуманитарная 16,5 (404) 15,0 (319) 17,4 (309) 17,5 (242) 17,0 (253) Физкультурно-спортивная Техническая Естесственнонаучная Туристско-краеведческая Итого: 0,9 (21) 7,6 (186) 1,9 (48) 4,7 (112) 2 441 4,0 (85) 8,0 (170) 2,0 (43) 4,5 (95) 2 126 2,1 (38) 18,4 (328) 1,5 (26) 3,8 (67) 1 778 3,8 (53) 11,4 (158) 0,7 (10) 2,1(29) 1 386 4,4 (66) 9,6 (142) 0,7 (10) 3,6 (54) 1 485 3,6 2,1 3,8 4,5 4,7 тур-краев. 0,7 0,7 1,5 2 1,9 естесств. 2020 2019 9,6 11,4 техническая 8 7,6 2018 18,4 2017 2016 4,4 3,8 2,1 4 0,9 физк-спорт. 17 17,5 17,4 15 16,5 соц-гуманитарная Художественная 0 10 20 30 40 50 Реализация программ по возрастным группам Возраст 2016 год 2017 год 2018 год обучающихся % % % Дошкольный 15,0 13,2 14,9 Младший 35,0 34,4 39,2 школьный Средний школьный 33,0 30,0 29,7 Старший школьный 14,0 17,3 12,2 Взрослые 3,0 5,1 4,0 56,8 64,7 64,5 66,5 68,4 60 70 80 2019 год % 16,4 37,0 2020 год % 19,6 30,4 30,2 16,4 0 30,4 19,6 0 14 45 39,2 40 35 35 37 34,4 33 30 30,430,4 30,2 29,7 30 25 19,6 20 17,3 15 14 15 16,4 14,9 13,2 19,6 16,4 12,2 10 5,1 4 3 5 0 0 0 2016 2017 Дошк. 2018 Младш. 2019 Средн. Старш. 2020 Взросл. Дополнительные общеобразовательные программы в большей степени ориентированы для детей младшего и среднего школьного возраста, в меньшей степени для детей старшего школьного возраста. Срок освоения дополнительных общеобразовательных программ Срок освоения 2016 год % 38,5 23,0 38,5 65 1 год 2 года 3 года и более ВСЕГО ПРОГРАММ 2017 год % 43,6 16,1 40,3 62 2018 год % 50,0 8,3 41,7 48 2019 год % 38,6 25,0 36,4 44 2020 год % 42,6 22,2 35,2 54 60 50 50 43,6 40 38,5 38,5 38,6 30 20 36,4 25 23 1 г.об. 42,6 41,7 40,3 35,2 3 г.об. 22,2 16,1 8,3 10 0 2016 2017 2018 2019 2 г.об. 2020 15 Учебный план Учреждения предусматривает срок освоения программ от 1 года до 6 лет. В большей степени дополнительные общеобразовательные программы рассчитаны на 1 и 3 года обучения и более. Художественно-эстетическая направленность: Содержательной стороной выступает работа по воспитанию и развитию художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Туристско-краеведческая направленность Содержательной стороной является овладение обучающимися знаний, умений и навыков туристско-краеведческой деятельности, использование потенциала активных форм туризма и краеведения для решения проблем эффективной адаптации подростков к жизни, укрепление физического и психического здоровья, социальная реабилитация, коррекция интенсификация личностного развития. Социально-педагогическая направленность Содержательной стороной выступает работа по созданию условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. Физкультурно-спортивная направленность Содержательной стороной является развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально – этических, волевых качеств и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов обучающихся. Эколого-биологическая направленность Содержание включает в себя развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы. Техническая направленность Содержательная сторона осуществляет развитие у обучающихся устойчивого интереса к наукоёмким технологиям и научно – исследовательской деятельности, развитие их информационной технологической культур, формирование навыков использования технических средств и технологических приёмов в повседневной жизни. 1.7.2. Характеристика дополнительных общеобразовательных программ (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) 1.7.3. Методическое сопровождение образовательной деятельности Методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, преодоление трудностей, совершенствование методической деятельности педагогических работников, повышение мастерства. Методической работой руководит методический совет. Формы образовательной деятельности. С учётом направленности дополнительной общеобразовательной программы теоретические и практические занятия проводятся индивидуально и с группой обучающихся как в очной форме, так и с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Основными формами образовательной деятельности являются: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, 16 лабораторные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, фестивали, концерты и т. д. Количество часов на групповые и индивидуальные занятия определяется педагогами в соответствии с утвержденными дополнительными общеобразовательными программами. Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения. Освоение дополнительных общеобразовательных программ предусматривает проведение промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой аттестации обучающихся. Аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий, отчетных выставок, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, тестов, докладов, защиты проектов, рефератов, экзаменов, контрольных заданий, собеседований и т.п. Качество образовательной деятельности Система оценок определяется следующими критериями: - уровень освоения программы по избранному виду деятельности; - динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных, Всероссийских и Международных мероприятиях. Качество оказываемых образовательных услуг подтверждают достойные результаты участия детей в выставках и конкурсах разного уровня относительно общего количества участников. . Призёры и победители конкурсов различного уровня Уровень Муниципальный Региональный, областной Всероссийский Международный Всего: 2016 год (2441) призе участ ры ники 2017 год 2018 год 2019 год (2126) (1775) (1386) призе участ призе участ призе участ ры ники ры ники ры ники (% от общего кол-ва обучающихся) 513 1042 274 565 176 405 463 781 83 100 76 112 42 177 57 262 49 130 142 140 209 253 81 114 25 2020 год (1485) призе участ ры ники 87 171 36 42 59 26 39 23 70 13 55 71 59 8 58 28 70 75 106 199 208 114 116 974 1453 849 1550 397 777 485 802 293 424 (39,9%) (59,5%) (39,%) (72,9%) (22,3%)(43,8%) (35,0%) (57,%) (19,7%)(22,6%) Победители конкурсов различного уровня от общего количества участников 17 1550 Количество человек 1600 1453 802 1400 424 777 1200 974 1000 485293 849 397 2020 2019 800 600 400 200 0 2018 2017 2016 Участники 2016 Победители 2017 2018 2019 2020 Участники конкурсов различного уровня 1600 1400 253 1200 114 140 254 262 международный 1000 157 всероссийский 800 600 400 1042 106 70 36 781 565 200 208 региональный, областной 59 130 муниципальный 405 116 70 67 171 2019 2020 0 2016 2017 2018 Качество оказываемых образовательных услуг подтверждают достойные результаты участия детей в выставках и конкурсах разного уровня относительно общего количества участников. За 2016-2020г.г. наблюдается снижение общего количества участников конкурсов, что объясняется количественным уменьшением получателей образовательных услуг. Так же участие детей 2020 года значительно ниже, чем в 2019 году. Это обусловлено отменой или переносом сроков проведения запланированных мероприятий в связи санитарно-эпидемиологической обстановкой. 18 Количество участников и победителей в течении 2016-2020г.г. преобладает в мероприятиях муниципального уровня. Можно предположить, что педагоги и дети отдают предпочтение «местным конкурсам» с очным участием В детских творческих объединениях педагогами организован процесс разработки обучающимися творческих, исследовательских, экологических проектов, их представления на конкурсных мероприятиях различного уровня (городских, областных, всероссийских и международных). Работа педагогических работников в данном направлении требует отдельного внимания, совершенствования и продолжения. Немаловажным условием развития обучающихся является правильный выбор педагогическими работниками форм и методов обучения и воспитания, внедрение которых особенно актуально: - работа в группах; - индивидуализация творческих заданий; - практическая направленность содержания образования; - нетрадиционные занятия: путешествие, деловая игра, театрализованное представление, интеллектуальное шоу. 1.7.5. Система внеклассной деятельности, как способ учёта индивидуальных особенностей обучающихся В Учреждении концепции воспитательной работы как отдельного документа нет. Воспитательная работа находит отражение в Программе развития Учреждения, плане работы на учебный год, планах педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования, а также элементы воспитательной работы включены в содержание дополнительных общеобразовательных программ, конкурсных мероприятий и регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях, расширенных педагогических советах. Современный национальный идеал личности, воспитанной на современном этапе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Педагогический коллектив видит воспитательную систему как единство усилий педагогов Учреждения, педагогических работников образовательных организаций и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Благодаря их общим усилиям создаётся единое воспитательное пространство, результатом которого является личностное развитие школьников, проявляющееся: - в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); - в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); - в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данный результат ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. 19 Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле: - «Нравственно-этическое и эстетическое воспитание»; - «Школа безопасности и правопорядка»; - «Организация предметно-эстетической среды»; - «Профориентация»; - «Ключевые общие дела»; - «Медиа»; - «Взаимодействие с родителями»; - «Взаимодействие с социальными партнёрами». Данная деятельность позволяет организовать в учреждении интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов. 1.6. Материально-техническая и учебно-методическая база В целом санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательной деятельности. В Учреждении созданы условия в соответствии с требованиями СанПиНа и Госпожнадзора. МБУ ДО ЦТР имеет лицензию на образовательную деятельность, пожарную сигнализацию, кнопку экстренного вызова. Образовательная деятельность осуществляется в двух зданиях. Общая площадь помещений - 2561кв.м., площадь учебных кабинетов - 1306,6 кв.м. Количество оборудованных учебных помещений - 31, что достаточно для осуществления образовательной деятельности. В Учреждении имеется 1 теннисный зал, 2 актовых зала, 3 комнаты отдыха, 1 выставочный зал, 1 живой уголок, 3 методических кабинета, помещение для проживания туристов - 5 комнат. Учреждение подключено к сети Интернет, создан свой сайт. В МБУ ДО ЦТР функционирует библиотека, в которой создан фонд научнометодической литературы, справочных пособий, нормативно-правовых документов, программ, периодических изданий, а также аудио- и видеоматериалов. Библиотечный фонд составляет 9268 экземпляров. Информационно – техническое оснащение Учреждения Всего компьютеров в ОУ Количество компьютерных классов Количество компьютеров, используемых в учебном процессе Количество компьютеров, используемых в воспитательном процессе Количество компьютеров, используемых в управлении ОУ Количество компьютеров в библиотеке (в том числе) Количество компьютеров, имеющих доступ в Интернет Мультимедийный проектор Наличие собственного сайта 29 1 10 7 12 2 17 4 1 Материально-техническая база МБУ ДО ЦТР удовлетворительна, но не хватает компьютеров, мебели, нет интерактивных досок. Администрация Учреждения продолжит работу над улучшением материально-технической базы, обновлением фонда библиотеки. 20 Концепция развития МБУ ДО ЦТР В условиях качественного и динамичного изменения системы российского образования главной особенностью развития доп обр детей является ее ориентация на развитие творческого потенциала личности ребенка в контексте актуальных социальноэкономических потребностей страны. Выделение «социально-экономического соответствия» системы как приоритета ее становления, принципиально меняет взгляды на развитие молодого поколения, организацию, содержание и результаты образовательной деятельности. В образовательном пространстве РФ доп обр детей призвано обеспечить высокий уровень индивидуализации их развития; условия выявления и поддержки одаренных и талантливых детей; профориентационную навигацию; развитие у детей способностей для будущей жизни. Ключевое понятие «соответствие» выдвигает необходимость поиска таких подходов к организации деятельности дополнительного образования детей, которые бы соответствовали темпам современных социально-экономических изменений. Данное соответствие обеспечивается : Во-первых, наличием условий (механизмов) постоянной коррекции организации и содержания дополнительного образования детей относительно происходящих изменений. Во-вторых, проектированием образовательной среды, использующей потенциал образовательного пространства территории (культурно-исторический, технологический, материально-технический, кадровый), соответствующий возможностям достижения качественных результатов развития детей. В-третьих компетентностная готовность руководящего и педагогического состава системы дополнительного образования детей, обеспечивающая: профессиональное понимание современного детства; способности к проектированию образовательной системы и образовательных процессов, адекватных современным требованиям; умения осуществлять многообразные коммуникации для реализации образовательной деятельности. Ожидаемые результаты В обобщенной форме результаты реализации основных направлений ОП можно представить следующим образом : Выпускник МБУ ДО ЦТР – это человек культуры, адаптированный к условиям современной жизни, свободно применяющий знания, умения и навыки в области ремесла и творчества и использующий их для решения творческих задач. Педагог МБУ ДО ЦТР – это квалифицированный специалист, творчески развитая личность, ориентированная на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений, в которых доминируют духовно-нравственные и деловые качества. МБУ ДО ЦТР – это современная образовательная организация, предоставляющая полный спектр услуг в дополнительном образовании в соответствии с запросами социума и обеспечивающая разностороннее развитие личности обучающегося за счет гибкости, динамичности, вариативности реализуемых программ. Раздел 2. Определение социального заказа Модернизация образовательной деятельности в условиях перехода к новой парадигме образования определяется новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого 21 обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Современное общество предъявляет важнейшие требования к образовательной системе: обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Переход к новой парадигме образования принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательной деятельности. Анализ современного состояния дополнительного образования позволяет определить её основные конкурентные преимущества и соответствовать социальному заказу к уровню образования. МБУ ДО ЦТР обеспечивает: - возможность получения обучающимся качественного дополнительного образования; - использование в процессе обучения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Образовательная программа МБУ ДО ЦТР представляет целостную систему мер по повышению качества обучения и воспитания, а так же укреплению и сохранению здоровья, потребности обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественности и социума. Образовательная программа ориентирована на: - формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; - воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; - формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; - разностороннее развитие обучающихся, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создания условий для самореализации личности. МБУ ДО ЦТР реализует дополнительные общеобразовательные программы, предоставляет возможность реализовать право граждан на получение дополнительного образования, несёт ответственность перед обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогической общественностью за соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, формирование общей культуры. Главной целью педагогической деятельности является повышение качества образования для воспитания всесторонне развитой личности, умеющей применять свои знания на практике. 22 Деятельность МБУ ДО ЦТР строится на принципах демократии и гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности. Эти задачи возможно реализовать на базе развития сотрудничества в системе «ребёнок - педагог - родитель - руководитель». Для обеспечения успешного сотрудничества ОП предусмотрено: 1. Совершенствование качества образовательной деятельности педагогического коллектива, направленной на гуманное развитие личности обучающихся, профессионально-педагогическое мастерство каждого педагогического работника; переход на новые технологии и методики обучения. 2. Создание доброжелательной психолого-педагогической атмосферы, способной защитить и поддержать ребёнка и взрослого. Совершенствование взаимодействия всех участников образовательных отношений. Раздел 3. Перспективы развития Учреждения Характеристика изменений в организации образовательной деятельности. 1. Обновление образовательной среды МБУ ДО ЦТР: -достижение планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья; -развитие личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию образовательной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности на основе взаимодействия с другими учреждениями и организациями; -овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу ориентации в мире профессий, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности; -работа с одарёнными обучающимися, организация их развития и взаимодействия в различных областях образовательной, творческой деятельности; -индивидуализация процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогическими работниками и сверстниками; -участие обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, условий её реализации, создании образовательной среды и уклада; -организация сетевого взаимодействия с образовательными организациями, направленного на повышение эффективности образовательной деятельности; -участие обучающихся в разработке и реализации социальных проектов и программ, развития опыта социальной инициативы, социально значимой деятельности и лидерских качеств; -развитие у обучающихся опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, общественной, проектной и учебно-исследовательской, информационной, художественной и других; -развитие опыта нравственно-ориентированной общественной деятельности, проявления компетентности в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; 23 -формирование у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; -использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; -обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей); -эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников МБУ ДО ЦТР, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; -эффективное управление Учреждением с использованием информационнокоммуникационных технологий. 2. Совершенствование педагогических кадров МБУ ДО ЦТР: -непрерывное профессиональное развитие педагогических и руководящих работников Учреждения; -доведение квалификации педагогических работников до уровня, соответствующего квалификационным характеристикам и профессиональным стандартам; -сетевое взаимодействие с образовательными организациями общего, дополнительного и профессионального образования; -оказание постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогическим работникам, использование инновационного опыта других образовательных организаций; -стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; -повышение эффективности и качества педагогического труда; -выявление, развитие и использование потенциальных возможностей педагогических работников; -осуществление мониторинга результатов педагогического труда. 3. Развитие материально-технической базы МБУ ДО ЦТР: - содержание в соответствии с требованиями (пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников) оборудованных учебных кабинетов и других помещений; - модернизация учебных кабинетов с информатизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, помещений для занятий учебноисследовательской и проектной деятельностью, моделированием, техническим творчеством; - развитие информационно-библиотечного книжного фонда, медиатеки. 4. Осуществление психолого-педагогического сопровождения МБУ ДО ЦТР: - учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся; -формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; 24 5. Укрепление информационно-образовательной среды МБУ ДО ЦТР: - информационно-методическая поддержка образовательной деятельности; - планирование образовательной деятельности и её ресурсное обеспечение; - мониторинг и фиксация хода и результатов образовательной деятельности; - современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; - дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников), органов управления в сфере образования, общественности, в том числе в рамках дистанционного образования; - дистанционное взаимодействие МБУ ДО ЦТР с другими организациями: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, надзорными органами по обеспечению безопасности жизнедеятельности. 3.1. Образ выпускника, ожидаемый результат реализуемой Образовательной программы Под ожидаемым результатом реализации Образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности обучающихся, на которые ориентирована данная Образовательная программа. Образовательная программа ориентирована на приближение к образу обучающегося 21 века, сформулированном в Стандартах образования нового поколения, ориентированных на воспитание деятельностной, компетентностной, сознательной личности. Модель выпускника МБУ ДО ЦТР 1. Мировоззрение: осознание себя как индивидуальности; самораскрытие через проявление собственной активности. 2. Понимание свободы, как восприятие множества возможностей, осознанный выбор и принятие на себя ответственности за последствия данного выбора. 3. Интеллектуальный уровень: осознание себя как индивидуальности; способность к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания; самостоятельность, гибкость мышления; способность рассуждать; умение анализировать; рефлексивные умения; проявление креативности во всех сферах жизни. 4. Сформированные общеучебные и методологические навыки: осуществление самоанализа и оценки деятельности по достижению результата; умение видеть альтернативные пути решения различных задач. 5. Работа с источниками информации: умение находить необходимую информацию; владение приёмами переработки полученной информации; владение новыми информационными технологиями. 25 6. Человечность (доброта и сострадание как качества личности): доброта и сострадание к семье, близким, друзьям; щедрость к слабым, больным, нуждающимся; стремление к конструктивному разрешению жизненных проблем; неприятие безнравственного поведения; душевное равновесие. 7. Гражданская позиция (осознание прав и обязанностей человека в обществе): социальная активность; бережное отношение к истории и культуре своего народа; терпимость по отношению к окружающему (точке зрения, социуму, культуре). 8. Социальные умения: умение осознавать свои чувства и потребности и адекватно выражать их; способность к конструктивному взаимодействию и партнёрству; осознанный выбор стиля поведения; готовность к самореализации в социальной сфере. 9. Общепрофессиональные умения: умение действовать самостоятельно, продуктивно и творчески; партиципаторные компетенции (способность к совместной деятельности, соучастию). В результате деятельности МБУ ДО ЦТР должно иметь достаточно высокий уровень общественного престижа и оставаться учреждением, включающим сообщество педагогических работников, способных принимать управленческие решения; обучающихся, имеющих широкие возможности получения качественного дополнительного образования и достаточного уровня сформированности навыков самоопределения и самореализации; родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, активно участвующих в организации и управлении образовательной деятельностью. Конечные ожидаемые результаты: -формирование единой образовательной среды МБУ ДО ЦТР, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех участников образовательных отношений; -становление образовательной системы с приобщением обучающихся к миру духовных и нравственных ценностей; -действенная система органов общественного управления, расширяющая социальное партнёрство и участие обучающихся в проектировании и самоуправлении в Учреждении; -функционирующее открытое (демократичное) пространство, учитывающее возможности и потребности каждого участника образовательных отношений и формирующее механизмы личностной и гражданской зрелости обучающихся; -построение образовательной деятельности на основе эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий, отличающихся гибкостью, вариативностью, открытостью и компетентностной направленностью; - рост образовательных и творческих достижений всех участников образовательных отношений (участие в конкурсах, презентациях и т.д.); -создание привлекательного в глазах всех участников образовательных отношений имиджа Учреждения, подтверждённого результатами социологических исследований; 26 - активное включение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательную деятельность; -формирование положительной жизненной установки обучающихся, активной жизненной позиции; -развитие у обучающихся коммуникабельности, толерантности, владения навыками поддержки собственного здоровья. 3.2.Мониторинг реализации Образовательной программы Целью мониторинга реализации Образовательной программы является оценка степени достижения целей и задач программы. 1. Количественные показатели: - качество образования; - количество образовательных услуг, предоставляемых обучающимся; -степень включённости всех участников образовательных отношений в общественную жизнь Учреждения; - степень информатизации и компьютеризации образовательной деятельности; - количество и качество методических услуг, предоставляемых педагогическим работникам; - степень социализации выпускников Учреждения. 2. Качественные показатели: -качественные показатели участия обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня; - уровень развития учебно-методической базы Учреждения; - условия для личностного развития каждого обучающегося; - уровень воспитанности и гражданской ответственности обучающихся; -степень удовлетворённости всех участников образовательных отношений качеством предоставляемых Учреждением образовательных услуг; - степень социально-психологического комфорта в коллективе в целом; - результативность участия Учреждения в конкурсах, форумах; - открытость к инновационному и культурному развитию; - готовность к поиску и импровизации; - высокий общественный статус МБУ ДО ЦТР; -обеспечение условий безопасности участников образовательных отношений; -эффективное использование современных образовательных технологий. 3.3. Управление реализацией Образовательной программы Администрация МБУ ДО ЦТР организует реализацию ОП, координирует вопросы её реализации. Не реже одного раза в год на заседании педагогического совета заслушивает ответственных лиц по выполнению мероприятий ОП, запрашивая необходимую информацию. Координацию деятельности по реализации ОП осуществляет методический совет. Основными исполнителями мероприятий ОП являются администрация и педагоги МБУ ДО ЦТР. Основные исполнители обеспечивают реализацию ОП. 27 3.4. Этапы реализации Образовательной программы 1этап (2021г.) - проблемно-поисковый - определение на основе диагностической работы современных проблем (диагностика на макро- и микроуровне), стоящих перед МБУ ДО ЦТР, и разработка стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива, подготовка педагогических работников к инновационным видам деятельности, создание теоретической модели выпускника. 2этап (2022-2024 г.г.) - организационно-практический - создание образовательного пространства, обеспечивающего модернизацию образовательной деятельности в МБУ ДО ЦТР. 3 этап (2025 г.) - результативно-оценочный - анализ результатов модернизации образовательной деятельности, выявление проблем и постановка новых целей развития МБУ ДО ЦТР с учётом изменений в социуме, государстве. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая: -максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, -обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся, -дает шанс каждому открыть себя как личность, -предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, -налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, -активно использует возможности окружающей социокультурной среды, -побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, -обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Миссия Учреждения Создание условий для устойчивого развития Учреждения, обеспечивающего увеличение качества и ресурсов для разностороннего развития, социальной успешности и самореализации обучающихся, формирования у них ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения. Целями : • создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; • повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка. 28 Задачи развития дополнительного образования детей 1. увеличение охвата дополнительным образованием детей; 2. расширение возможностей персонализации дополнительного образования детей; 3. обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей для удовлетворения индивидуальных запросов и решения задач повышения качества образования; 4. развитие эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности; 5. укрепление потенциала дополнительного образования детей в решении задач воспитания и взросления; 7. внедрение целевой модели региональных систем дополнительного образования детей; 8. цифровая трансформация дополнительного образования детей; 9. развитие индустрии современного отечественного оборудования и средств обучения для дополнительного образования детей; 10. усиление роли общества (общественные профессиональные и родительские сообщества и общественные организации, родители, социально-ответственный бизнес) в управлении и развитии дополнительного образования детей. Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям Художественная направленность: • разработка программ на основе использования инновационного оборудования, музыкальных инструментов и художественных материалов арт-индустрии для творчества • создание программ художественной направленности и новых форм художественного творчества • выявление, поддержка и продвижение одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества; • создание условий для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и продвижения одаренных и талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, Социально-гуманитарная направленность: • формировании общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, укрепления межнациональных отношений; • разработка и распространение программ (модулей программ), направленных на развитие лидерских навыков • включение детей в практики создания новых культурных форм организации жизни, принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры • расширенное использование игровых форматов и технологий; • расширение использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для решения организаторских задач и социальных проектов, в том числе формирующих навыки критического восприятия информации; • использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств), организация Интернет-сообществ, объединенных едиными интересами и проблемами. 29 Физкультурно-спортивная направленность: • развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом; • использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодѐжи с учѐтом здоровьесберегающих технологий, ; • обновление спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов ; • обеспечение условий для повышения кадрового потенциала, в части формирования новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; • обеспечение межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных организаций Естественнонаучная направленность •расширение спектра программ с включением содержания по ключевым областям естествознания (химия, биология, физика, медицина, генетика, экология, астрономия, физическая география), не дублирующих содержание программ основного общего образования, ); • использование потенциала направленности в формировании естественнонаучной грамотности обучающихся, навыков практического применения знаний; • обеспечение разнообразия форм выездной деятельности (экспедиции, практикумы, практические занятия на местности, стажировки, участие в природоохранной и мониторинговой деятельности • приоритетное развитие программ формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения, вовлекающих обучающихся в решение экологических проблемы через практики прямого (сортировка мусора, экономия воды и энергии и т. п.) или косвенного (подготовка и распространение информационных материалов о проблемах окружающей среды, подготовка писем и обращений в адрес органов власти и компаний, организация дебатов) действия; • вовлечение в разработку и реализацию программ представителей местного сообщества, общественных организаций экологической направленности ; • разработка и продвижение образовательных программ по использованию учащимися технологий BIG DATA (сбор, хранение, и анализ данных, визуализация) в исследовательской деятельности в области естественных наук. Ожидаемые результаты • дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет; • реализуются модели адресной работы и специальные программы с детьми с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми представителями малочисленных народов; • созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей; • во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (персонифицированный учет и финансирование); 30 • в общеобразовательных программах обеспечена интеграция дополнительного образования с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся; • осуществлен переход на персонифицированный учет детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, через системы региональных навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам, • обновлены содержание, технологии реализации дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленностей, в том числе воспитательная составляющая; • создана и функционирует система поддержки ранней профориентации детей; • во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующие с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех»; • во всех субъектах Российской Федерации обновлена материально-техническая база и созданы условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе в малых городах и сельской местности; • сформирована и функционирует система привлечения, мотивации и непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования; • улучшена материально-техническая база организаций дополнительного образования, в том числе для организации дистанционного обучения; • созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инвестиций в сферу дополнительного образования. 31 Литература и другие источники информации 1. Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения. – М.: АРКТИ, 2014. 2. Настольная книга директора школы. М.: ООО Издательство Астрель, 2018. 3. Научно-практический журнал для администрации школ «Завуч». – М.: Центр Педагогический поиск. - №3, 2020. 4. Научно-практический журнал для администрации школ «Завуч». – М.: Центр Педагогический поиск. - №5, 2020. 5. Научно-практический журнал для администрации школ «Завуч». – М.: Центр Педагогический поиск. - №6, 2018. 6. Научно-практический журнал для администрации школ «Завуч». – М.: Центр Педагогический поиск. - №5, 2019. 7. Научно-практический журнал для администрации школ «Завуч». – М.: Центр Педагогический поиск. - №6, 2019. 8. Практика административной работы в школе. – М.: ИФ Сентябрь, №3, 2018.; №8, 2019. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Характеристика дополнительных общеобразовательных программ 2020 - 2021 учебный год Объединение Тип программы Юная составит рукодельница Мир волшебной игрушки составит Умелые ручки составит Вдохновение составит Грация Бумажная страна составит составит Танцевальная составит азбука Ритмика и танец составит Уровень Структ- Содержа- Уро- Срок Всего Наг Количество групп освоения ура ние деяте- вень реа- часов рузпрограм - програм- льности реали лика 1 2 3 4 5 6 мы мы программы зациизации Художественная направленность специализированная сквозная развитие художественной одаренности специа- сквозная развитие лизирохудожестванная венной одаренности специа- сквозная развитие лизирохудожестванная венной одаренности специа- сквозная развитие лизирохудожестванная венной одаренности специа- целевая развитие лизиро(для художестванная одаренных венной ) одаренности общераз- возрастная спортивновивающая оздоровительная общераз- сквозная спортивновивающая оздоровительная общераз- сквозная спортивновивающая оздоровительная мл. ср. 3 г 208 12 6 ч 6ч мл. ср. 2 г 207 6 мл. 4 г 35 7 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч 1ч мл. ср. ст. 4 г 136 12 4ч 4ч 4ч мл. ср. ст. 4 г 204 24 6ч 6ч 6ч 6ч 6ч дошк 2 г 35 3 1ч 1ч 1ч дошк 1 г 35 34 3 3 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч дошк 1 г. 136 мл. 68 34 8 2 4 4ч 4ч 2ч 1ч 1 ч 1ч 1ч 33 Гитарная песня составит специализированная сквозная Ступени творчества составит специализированная сквозная Мир красок составит специализированная сквозная Мозаика составит специализированная сквозная Дошколенок составит общераз- возрастная вивающая Волшебная палитр составит общераз- возрастная вивающая Удивительные спички составит общераз- сквозная вивающая Коллекция идей составит общераз- возрастная вивающая Звонкие голоса Составит общераз- возрастная вивающая Созвучие Составит специализированная сквозная развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности развитие художественной одаренности познавательная развитие художественной одаренности ср. ст. 3 г. 204 30 6 ч 6 ч 6 ч 6 ч 6 ч мл. ср. 3г мл. ср 3 г 208 6 6ч мл. 4г 35 7 дошк 3 г 35 34 3 1ч 1ч 1ч 3 1ч 1ч 1ч дошк 3 г 34 3 1ч 1ч 1ч мл. 210 12 6ч 6ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч 1ч 1 г 207 12 6 ч 6 ч 68 2 2ч 32 2 1ч 1ч дошк 2г 63 6 2ч 2ч 2ч дошк 1 г 35 34 6 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч мл. ср. ст. 3 г 1 204 6 6ч 34 Созвездие Составит специа- целевая развитие лизиро(для художестванная одаренных венной ) одаренности составит специа- сквозная развитие Foam Art лизирохудожестванная венной одаренности Мягкая Составит специа- комплекс- развитие лизироигрушка и ная художестванная сувенир венной одаренности Авторская Составит специа- комплекс- развитие лизироигрушка и ная художестванная костюм венной одаренности Творчество в Составит общераз- возрастная развитие цвете вивающая художественной одаренности Акварелька Составит общераз- возрастная развитие вивающая художественной одаренности Волшебная составит специа- комплекс развитие кисточка лизиро-ная художестванная венной одаренности Юный целевая развитие составит специахудожник лизирохудожестванная венной одаренности Волшебная Составит специа- комплекс- развитие лизиропластика ная художестванная венной одаренности Глиняная Составит специа- комплекс- развитие лизиромастерская ная художестванная венной одаренности ср. ст. 2 г 204 6 6ч мл. ср. 1 г 144 4 4ч мл. ср. ст. 3 г 207 12 6 ч 6 ч мл. ср. ст. 3 г 138 7 2ч 1подг 2ч 2подг 105 дошк. 1 г 34 3ч 3 1ч 1ч 1ч дошк. 1 г 4 2ч 2ч 70 мл. ср. 3г 208 18 6 ч 6 ч 6 ч ср. ст. 3г 210 мл. ср. 2 г 138 8 4ч 4ч мл. ср. 1 г 138 4 4ч 6 6ч 35 Компьютер- составит ный мир Вкадре специализированная Техническая направленность сквозная познавамл. 1 г тельная 204 составит специа- сквозная познавамл. 1 г 207 лизиротельная ср ванная ЛЕГО составит специа- возрастная познава- дошк 1 г 36 лизиротельная ванная Легоконструи- составит специа- сквозная познава- мл. 1 г 34 рование лизиротельная ванная Социально – гуманитарная направленность Страна составит общераз- сквозная познава- мл. 1 144 зАмков вивающая тельная Планета АВС составит общераз- сквозная вивающая познавательная мл. ср. 1г 72 4 4ч 6 6ч 6 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 6 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 4 4ч 6 2ч 1подг 2ч 2подг 2ч 3по дг Игры с составит общераз- возрастная познава- дошк 1 г 36 3 1 ч 1 ч 1 ч мишкой вивающая тельная Тедди Эксперимен- составит общераз- сквозная социально- мл. 1 г 72 ч 4 2 ч 1подг таторы вивающая адаптиро- ср. 2ч ванная 2подг Логоритмика Планета игр составит общераз- целевая вивающая составит общераз- сквозная вивающая познава- дошк тельная досугомл. вая 1 г 192 6 6ч 3г 2 4 4 3 2ч 1 ч 1 ч1 ч 1 ч 1 ч 1 ч1 ч 1 ч 1ч 1ч1ч 3 3ч 3 1ч 1ч1ч 3 1ч 1ч 1ч 68 34 32 36 Мои друзья от составит общераз- возрастная познава- дошк 1 г А до Я вивающая тельная Союз составит общераз- целевая познава- ст. 1 г 108 активной вивающая тельная молодежи Клуб составит общераз- возрастная познава дошк 2 г 34 почемучек вивающая тельная Заниматель- составит общераз- возрастная спортивно- дошк 2 г 35 ная азбука вивающая оздоровительная Естественнонаучная направленность 36 состави Юные исследовате т ли Школа туризма составит Велотуристы, составит в путь Спортивный составит туризм дистанция Спортивный составит туристический маршрут Быстринская составит ракетка Юный шахматист составит Олимпик составит Детский фитнес составит Шахматы составит специацелевая познаваср. 2 г 210 лизиротельная ст. ванная Туристско – краеведческая направленность общераз- много- спортивно- ср. 2 г 136 вивающая уровневая оздорови- ст. тельная общераз- много- спортивно- ср. 2 г 128 вивающая уровневая оздорови- ст. тельная общераз- много- спортивно- ср. 5 л 206 вивающая уровневая оздорови- ст. тельная общераз- много- спортивно- ср. 2 г 105 вивающая уровневая оздорови- ст. тельная Физкультурно-спортивная направленность специа- целевая спортивно- мл. 3 г 162 лизирооздорови- ср. ванная тельная ст. специа- целевая спортивно- мл. 3 г 208 лизирооздорови- ср. ванная тельная ст. специа- целевая спортивно- мл. 2 г 104 лизирооздорови- ср. ванная тельная 1 г 69 специа- целевая спортивно- до лизирооздорови- шк. ванная тельная специа- целевая спортивно- мл. 1 г 112 оздорови- ср. лизированная тельная 6ч 6 8 4ч4ч 6 6ч 6 6ч 3 3ч 9 4ч 4ч 3м 30м 6 6ч 3 3ч 6 2ч 2ч 2ч 8 4ч 4ч