20.12.2023
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Свердловской
области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения
Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019г., "Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися", а также в целях реализации федеральных проектов "Современная
школа", "Успех каждого ребенка", "Молодые
профессионалы" национального проекта "Образование".
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа
наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный
на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах
для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть
определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10
лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
образовательным программам среднего профессионального образования (далее -
образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
-измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной и других сферах;
-рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
-улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием
долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
-практическая реализация концепции построения индивидуальных
образовательных траекторий;
-измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное
с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
-привлечение дополнительных ресурсов в развитие инновационных
образовательных программ образовательной организации.