ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Педагогика и психология» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную
направленность. Программа направлена на формирование представлений о целостности
профессиональной деятельности педагога и предназначена для общего осмысления и
анализа предметов психолого-педагогического блока, являющихся неотъемлемой
частью основ педагогической дисциплины предпрофессионального образования.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами.
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования,
утверждена приказом Минобрнауки Россииот 18 июля 2002 г. № 2783;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.20 15 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/109 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12. Письмо Минобразования России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации курсов по выбору»;
13. Методические рекомендации № 03-412 от 4 марта 2010 г. Минобразования
России по вопросам организации профильного обучения;

3

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
15. Устав учреждения;
16. Положение о структуре и содержании дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Успешное усвоение материалов Программы позволит спроектировать и
организовать учебный процесс как в образовательном учреждении, так и в повседневной
жизни. Обучение по Программе поможет старшеклассникам не только быть
рационально встроенными в систему непрерывного образования, но и повысить свой
интеллектуальный уровень и эрудицию. Программа предполагает интеграцию знаний о
современном состоянии и тенденциях развития образования в мире, искусстве обучения
и воспитания как обучающихся, так и взрослых людей, овладении прогрессивными
технологиями, методами и средствами обучения, понимании значимости саморазвития и
самореализации. Поэтому в Программе значительное место отводится активным
формам и методам обучения.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет.
Количество обучающихся в группе обучения — 8-10 человек. На обучение
принимаются все желающие. Специальный отбор не проводится.
В
центре
психологического
развития
старшего
школьника
стоит
профессиональное самоопределение. Принципиальное отличие позиции старшего
школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете
основной направленности его личности. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
— познавательная. В старших классах мышление обучающихся приобретает
личностный эмоциональный характер. Развитие абстрактно-логического мышления
знаменует появление нового интеллектуального качества и соответствующей
потребности в познании.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста
является профессиональное самоопределение и мировоззрение.
Срок реализации Программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Педагогика и психология» рассчитана на один год обучения. Продолжительность
обучения составляет 108 часов.
Форма и режим занятий
Форма проведения учебных занятий — групповая. Занятия по программе
проводятся 3 раза в неделю по 2 часа для 1 подгруппы и 3 раза в неделю для 2
подгруппы. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих технологий:
организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание
помещения, физкультминуток.
Предметом освоения Программы являются следующие объекты:

процесс направленного педагогического развития и формирования
компетентной личности в условиях ее обучения, воспитания, образования;

объективные
взаимосвязи между
обучением, воспитанием
и развитием личности в образовательных процессах и социуме;

предмет и методы педагогической деятельности;

4


место педагогики в системе наук и ее основные отрасли;

сущность педагогического процесса;

особенности процессов воспитания, обучения, образования.
Цель программы: формирование у обучающихся целенаправленной
профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической
деятельности, готовности к осознанному выбору педагогической профессии.
Задачи Программы:
Обучающие:

формирование знаний о классической педагогике;

формирование
знаний
о
сущности и
составляющих
педагогической деятельности;

формирование знаний о методическом обеспечении деятельности
преподавателя.
Развивающие:

развитие
проектировочных, коммуникативных,
организационных,
педагогических умений, практической реализации теоретических знаний;

развитие и совершенствование умений учебного и профессионального
самопознания;

овладение способами стимулирования активной познавательной и
развивающей деятельности обучающихся.
Воспитательные:

формирование культуры поведения, социальных навыков, основ
самовоспитания и здорового образа жизни;

формирование личностной педагогической культуры, творческого
отношения к действительности;

содействие построению дальнейшего индивидуального образовательного
маршрута в профессиональной сфере.

5

Содержание программы
Модуль 1. Мотивационный
Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждениедискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского»,
«Доживем до понедельника»; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях.
Эссе «Каким должен быть учитель?»
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед,
тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного
образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних,
профориентолог, тьютор, и т.д.
Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных
порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление
профессиональных предпочтений.
Беседа с психологом по результатам
профдиагностики.
Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет».
Модуль 2. Психологический
Психология как наука. Темперамент, характер, способности. Основы
целеполагания. Мотивация деятельности.
Психолого-возрастные особенности школьников. Психическая регуляция
поведения и деятельности. Положение в группе. Психология малых групп. Особенности
межличностного общения. Правила эффективного общения.
Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе.
Модуль 3. Педагогическое взаимодействие
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение
каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и
совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и
здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики
педагога. Анализ решений.
Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач.
«Педагогические алгоритмы». Как работать с детским коллективом на уроке.
Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической
техники.
Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ посещенных уроков
Модуль 4. Практический 1
Исторические этапы развития социальной культурно-досуговой деятельности
(СКД). Сценарно-режиссерские технологии.
Культурно-досуговые программы.
Энциклопедия КТД. Постановочная технология номера в праздничных зрелищах.
Лидерская площадка. Школа подготовки помощников вожатых.
Искусство
организатора. Тренинг «Вожатый + и ++».Летняя практика в лагерях дневного
пребывания.
Модуль 5. Педагогические технологии организации образовательной
деятельности

6

Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые,
экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии.
Проектные технологии. Социальное проектирование. Мастер-классы учителей школы.
Модуль 6. Исследовательский
Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем.
Проведение исследования. Презентация результатов исследования.
Модуль 7. Проектный
Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над
проектом.
Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий
в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь»
и «Если не я, то кто же» на уровне основного общего образования МБОУ СОШ № 19.
Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимисты-пессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных
событий.
Защита проекта.
Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и
разработок.
Модуль 8. Рефлексивный
Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект
«Моя будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой
профессиограммы.
Составление резюме.

7

Календарно-тематическое планирование
108 часов
№ пп
1.
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
1.5.

1.6.

1.7.

1.8.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.
3.1.

Раздел, тема

Количество
часов
Модуль 1. Мотивационный
13 часов
Введение. Современный рынок труда и его требования к 1
профессионалу.
Образование на современном этапе.
1
Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия 3
образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки
французского», «Доживем до понедельника»
Деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе 1
«Каким должен быть учитель?»
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в 1
выборе профессии. Способности общие и специальные.
Способности к практическим видам деятельности.
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, 2
методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагогорганизатор,
педагог
дополнительного
образования,
социальный
педагог.
Инспектор
по
делам
несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д.
Изучение профессиональных склонностей. Использование 2
образовательных
порталов
«Профориентир»
для
организации тестирования и опроса на выявление
профессиональных предпочтений. Беседа с психологом по
результатам профдиагностики.
Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия 2
«Я через 20 лет».
Модуль 2. Психологический
14 часов
Психология как наука
1
Темперамент, характер, способности
2
Основы целеполагания. Мотивация деятельности
1
Психолого-возрастные особенности школьников
2
Психическая регуляция поведения и деятельности
2
Положение в группе. Психология малых групп.
2
Особенности
межличностного
общения.
Правила 2
эффективного общения.
Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском 2
коллективе
Модуль 3. Педагогическое взаимодействие
12 часа
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя 2
(педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный
процесс, обеспечение индивидуальной и совместной
деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности
жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач,
содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ
решений.

8

3.2.
3.3.

3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.

6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
7.
7.1.
7.2.
7.3.
8.
8.1.
8.2.

8.3.
8.4.

Профессиональная педагогическая позиция. Решение 2
ситуационных задач.
«Педагогические алгоритмы». Как работать с детским 2
коллективом на уроке. Педагогические техники решения
педагогических задач. Приемы педагогической техники.
Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ 6
посещенных уроков
Модуль 4. Практический
34 часов
Исторические этапы развития социальной культурно- 1
досуговой деятельности (СКД)
Сценарно-режиссерские технологии
3
Культурно-досуговые программы
3
Энциклопедия КТД
3
Постановочная технология номера в праздничных зрелищах 3
Лидерская площадка
3
Школа подготовки помощников вожатых
4
Искусство организатора
4
Тренинг «Вожатый + и ++».
3
Летняя практика в лагерях дневного пребывания, 7
загородных лагерях
Модуль 5. Педагогические технологии организации
образовательной деятельности
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и
задачи.
Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых
форм.
Диги-технологии
Проектные технологии. Социальное проектирование
Мастер-классы учителей школы
Модуль 6. Исследовательский
Методы исследования. Определение исследовательских,
социальных проблем.
Проведение исследования. Оформление результатов.
Презентация результатов исследования.
Модуль 7. Проектный
Виды проектов. Требования к проектной деятельности.
Этапы работы над проектом.
Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД,
образовательных событий в рамках реализации программ
внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь» и
«Если не я, то кто же») на уровне основного общего
образования МБОУ СОШ № 19.
Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимистыпессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий,
образовательных событий.

10 часа
1
1
1
1
6
8 часов
2
4
2
12 часов
2
4

2
2

9

8.5.
9.
9.1.
9.2.
9.3.

Защита проекта. Анализ проведенных мероприятий.
Формирование сборника сценариев и разработок.
Модуль 8. Рефлексивный
Проведение мониторинга профессиональной готовности.
Творческий проект «Моя будущая профессия». Презентация
профессии, составление развернутой профессиограммы.
Составление резюме, анализ проблемных (педагогических)
ситуаций.
ВСЕГО ЗА ГОД

2
5 часов
2
2
1
108 час.

10

Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения программы:

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия:

11


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

12

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (108 часов)
№ Основные характеристики образовательного
п/п
процесса
1 Количество учебных недель
36
2 Количество учебных дней
36
3 Количество часов в неделю
3
4

Количество часов

5 Недель в 1 полугодии
6 Недель во II полугодии
7 Начало занятий
8 Выходные праздничные дни, связанные с
государственными праздниками

9

Окончание учебного года

108
17
19
01 сентября
4 ноября
1,2,3,4,5,6,8 января
7 января
23 февраля
8 марта
1-2 мая
9 мая
26 мая

Материально-технические условия реализации Программы
Для обеспечения Программы необходимо:

аудиторный фонд, обеспечивающий проведение лекций, семинаров и иных
видов учебной, проектно-исследовательской и практической работы обучающихся;

технические средства обучения;

наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы;

аудио-видеоаппаратура;

мультимедийные средства обучения, (компьютеры);

наглядные пособия, приборы и др.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль
включает:
сочинение-эссе,
анализ
проблемных
(педагогических) ситуаций.
В начале учебного года для оценки уровня мотивации и педагогических знаний
обучающимся предлагается написать эссе «Что для меня привлекательно в профессии
учителя».
Промежуточная диагностика уровня освоения проводится в виде собеседования
по темам программы. Оценивается глубина общих знаний, навыки применения знаний
при решении практических заданий.
В конце года проводится тестирование.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы. Оценочное средство — эссе.

13

Эссе — это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со
свободной композицией, отражающее позицию автора по какому-либо актуальному
вопросу(проблеме).
Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме
излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально
освещать материал.
Структура эссе

Титульный лист (включает информацию об образовательной организации,
авторе, руководителе, название работы).
Содержание или краткий план выполняемой работы.

Введение (содержит обоснование интереса выбранной темы, ее
актуальность или практическую значимость).

Основная часть (включает 1-2 параграфа и предполагает последовательное,
логичное и доказательное раскрытие темы).

Заключение (резюмирует главные идеи основной части, подводящие к
предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, содержит выводы).
Список использованной литературы (если она использовалась).
Критерии оценки эссе

самостоятельность выполнения работы;

творческий подход к осмыслению предложенной темы;

способность аргументировать основные положения и выводы;

обоснованность, доказательность и оригинальность постановки и решения
проблемы;

четкость и лаконичность изложения собственных мыслей;

соответствие
работы
формальным
требованиям
и
жанру самостоятельной работы.
Оценочное средство — анализ педагогических ситуаций
Схема анализа
Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее
противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация.
Выясните или предположите истоки этого конфликта.
Определите педагогическую цель (планируемый результат, который хотелось бы
достичь в данной ситуации).
Сформулируйте несколько вариантов решения конфликта, эффективного
поведения педагога в этом случае.
Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в
данной ситуации. Продемонстрируйте один из предложенных вами правильных
вариантов решения ситуации.
Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования, утверждена
приказом Минобрнауки России от 18 июля 2002 г. № 2783;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.20 15 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/109 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12. Письмо Минобразования России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации курсов по выбору»;
13. Методические рекомендации № 03-412 от 4 марта 2010 г. Минобразования России
по вопросам организации профильного обучения;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован
18.12.2020 № 61573).
15. Бадмаева Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников
(методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н. Ц.

15

Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей:
Монография. — Улан-Удэ, 2004.
16. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ.
вузов, обуч. по спец. «Соц. педагогика», «Педагогика» / Н.М. Борытко; Под ред.
В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, 2008, Академия. — 288 с.
17. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания:
Монография/Н.М. Борытко; М-во образования Рос. Федерации, Волгоград. гос.
пед. ун-т, 2001, Перемена. — 214 с.
18. Гальперин П. Я., Кабылицкая С. Л. Методика изучения уровня внимания) /
Альманах психологических тестов. — М., 1995.
19. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие/ Под ред. А. С.
Роботова. — М.: Академия, 2006.
20. Введение в педагогическую профессию [Текст]/В. А. Мижериков, Т. А.
Юзефавичус. — М.: Пед. о-во России, 2005. — 352 с.
21. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / О. А. Лапина,
Н. Н. Пядушкина. — М.: Академия, 2008. — 157 с.
22. Горелов
И.
Н.
Невербальные
компоненты коммуникации.—
М.:
«Наука», 1980.
23. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб: Питер, 2008. 544 с: ил.
(Серия: Мастера психологии).
24. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.,
Издательский центр «Академия», 1999.
25. Зеер Э. Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и
практика: учеб. пособ. для высшей школы. — М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга. 2004.
26. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии, — М.: 1999.
27. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,
техники / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
28. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр«Академия», 2004.
29. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. с ил.
(Серия «Учебник для вузов»).
30. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников:
Пособие для педагога: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1.
Основы психологии: 10 класс.
31. Пономарёва М. А., Юхновец Т. И. Психодиагностика личности: пособие для
студентов вузов / под общ. ред. М. А. Пономарёвой. — Минск: Тесей, 2008.
32. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 'Стелс',2001.
33. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения,опросники (8-11
классы). — Москва: Вако, 2005.
34. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.
35. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д.
Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс»,
1999.
36. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической
мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.

16

37. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных
заведений / Под ред. академика PAO А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн.
— М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
38. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.:
Педагогика, 1989.
39. Осмоловская И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / И. М. Осмоловская. — М.: Издательский центр «Академия»,
2008.
40. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редкол.: М.
М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская
энциклопедия, 2008.
41. Сластёнин В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к
педагогической деятельности / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. М.: Прометей, 1991.
Список литературы для обучающихся
1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Как учиться с интересом». — М.:«Издательство ACT», 2015.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию».—М.: «Издательство ACT»,
2015.
3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,
техники / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
4. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников:
Пособие для педагога: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1.
Основы психологии: 10 класс.
5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11
классы). — Москва: Вако, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».