2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Педагогика и психология» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Программа направлена на формирование представлений о целостности профессиональной деятельности педагога и предназначена для общего осмысления и анализа предметов психолого-педагогического блока, являющихся неотъемлемой частью основ педагогической дисциплины предпрофессионального образования. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами. 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования, утверждена приказом Минобрнауки Россииот 18 июля 2002 г. № 2783; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.20 15 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/109 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобразования России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации курсов по выбору»; 13. Методические рекомендации № 03-412 от 4 марта 2010 г. Минобразования России по вопросам организации профильного обучения; 3 14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573). 15. Устав учреждения; 16. Положение о структуре и содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Актуальность, педагогическая целесообразность Успешное усвоение материалов Программы позволит спроектировать и организовать учебный процесс как в образовательном учреждении, так и в повседневной жизни. Обучение по Программе поможет старшеклассникам не только быть рационально встроенными в систему непрерывного образования, но и повысить свой интеллектуальный уровень и эрудицию. Программа предполагает интеграцию знаний о современном состоянии и тенденциях развития образования в мире, искусстве обучения и воспитания как обучающихся, так и взрослых людей, овладении прогрессивными технологиями, методами и средствами обучения, понимании значимости саморазвития и самореализации. Поэтому в Программе значительное место отводится активным формам и методам обучения. Категория обучающихся Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет. Количество обучающихся в группе обучения — 8-10 человек. На обучение принимаются все желающие. Специальный отбор не проводится. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная. В старших классах мышление обучающихся приобретает личностный эмоциональный характер. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста является профессиональное самоопределение и мировоззрение. Срок реализации Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Педагогика и психология» рассчитана на один год обучения. Продолжительность обучения составляет 108 часов. Форма и режим занятий Форма проведения учебных занятий — групповая. Занятия по программе проводятся 3 раза в неделю по 2 часа для 1 подгруппы и 3 раза в неделю для 2 подгруппы. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. Предметом освоения Программы являются следующие объекты: процесс направленного педагогического развития и формирования компетентной личности в условиях ее обучения, воспитания, образования; объективные взаимосвязи между обучением, воспитанием и развитием личности в образовательных процессах и социуме; предмет и методы педагогической деятельности; 4 место педагогики в системе наук и ее основные отрасли; сущность педагогического процесса; особенности процессов воспитания, обучения, образования. Цель программы: формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности, готовности к осознанному выбору педагогической профессии. Задачи Программы: Обучающие: формирование знаний о классической педагогике; формирование знаний о сущности и составляющих педагогической деятельности; формирование знаний о методическом обеспечении деятельности преподавателя. Развивающие: развитие проектировочных, коммуникативных, организационных, педагогических умений, практической реализации теоретических знаний; развитие и совершенствование умений учебного и профессионального самопознания; овладение способами стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности обучающихся. Воспитательные: формирование культуры поведения, социальных навыков, основ самовоспитания и здорового образа жизни; формирование личностной педагогической культуры, творческого отношения к действительности; содействие построению дальнейшего индивидуального образовательного маршрута в профессиональной сфере. 5 Содержание программы Модуль 1. Мотивационный Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждениедискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника»; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе «Каким должен быть учитель?» Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д. Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Беседа с психологом по результатам профдиагностики. Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я через 20 лет». Модуль 2. Психологический Психология как наука. Темперамент, характер, способности. Основы целеполагания. Мотивация деятельности. Психолого-возрастные особенности школьников. Психическая регуляция поведения и деятельности. Положение в группе. Психология малых групп. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе. Модуль 3. Педагогическое взаимодействие Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений. Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач. «Педагогические алгоритмы». Как работать с детским коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической техники. Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ посещенных уроков Модуль 4. Практический 1 Исторические этапы развития социальной культурно-досуговой деятельности (СКД). Сценарно-режиссерские технологии. Культурно-досуговые программы. Энциклопедия КТД. Постановочная технология номера в праздничных зрелищах. Лидерская площадка. Школа подготовки помощников вожатых. Искусство организатора. Тренинг «Вожатый + и ++».Летняя практика в лагерях дневного пребывания. Модуль 5. Педагогические технологии организации образовательной деятельности 6 Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование. Мастер-классы учителей школы. Модуль 6. Исследовательский Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем. Проведение исследования. Презентация результатов исследования. Модуль 7. Проектный Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь» и «Если не я, то кто же» на уровне основного общего образования МБОУ СОШ № 19. Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимисты-пессимисты». Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий. Защита проекта. Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок. Модуль 8. Рефлексивный Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект «Моя будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой профессиограммы. Составление резюме. 7 Календарно-тематическое планирование 108 часов № пп 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3. 3.1. Раздел, тема Количество часов Модуль 1. Мотивационный 13 часов Введение. Современный рынок труда и его требования к 1 профессионалу. Образование на современном этапе. 1 Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия 3 образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника» Деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Эссе 1 «Каким должен быть учитель?» Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в 1 выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, 2 методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагогорганизатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д. Изучение профессиональных склонностей. Использование 2 образовательных порталов «Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление профессиональных предпочтений. Беседа с психологом по результатам профдиагностики. Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия 2 «Я через 20 лет». Модуль 2. Психологический 14 часов Психология как наука 1 Темперамент, характер, способности 2 Основы целеполагания. Мотивация деятельности 1 Психолого-возрастные особенности школьников 2 Психическая регуляция поведения и деятельности 2 Положение в группе. Психология малых групп. 2 Особенности межличностного общения. Правила 2 эффективного общения. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском 2 коллективе Модуль 3. Педагогическое взаимодействие 12 часа Педагогическая этика, сферы ответственности учителя 2 (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений. 8 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. Профессиональная педагогическая позиция. Решение 2 ситуационных задач. «Педагогические алгоритмы». Как работать с детским 2 коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач. Приемы педагогической техники. Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ 6 посещенных уроков Модуль 4. Практический 34 часов Исторические этапы развития социальной культурно- 1 досуговой деятельности (СКД) Сценарно-режиссерские технологии 3 Культурно-досуговые программы 3 Энциклопедия КТД 3 Постановочная технология номера в праздничных зрелищах 3 Лидерская площадка 3 Школа подготовки помощников вожатых 4 Искусство организатора 4 Тренинг «Вожатый + и ++». 3 Летняя практика в лагерях дневного пребывания, 7 загородных лагерях Модуль 5. Педагогические технологии организации образовательной деятельности Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм. Диги-технологии Проектные технологии. Социальное проектирование Мастер-классы учителей школы Модуль 6. Исследовательский Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем. Проведение исследования. Оформление результатов. Презентация результатов исследования. Модуль 7. Проектный Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь» и «Если не я, то кто же») на уровне основного общего образования МБОУ СОШ № 19. Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимистыпессимисты». Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий. 10 часа 1 1 1 1 6 8 часов 2 4 2 12 часов 2 4 2 2 9 8.5. 9. 9.1. 9.2. 9.3. Защита проекта. Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок. Модуль 8. Рефлексивный Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект «Моя будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой профессиограммы. Составление резюме, анализ проблемных (педагогических) ситуаций. ВСЕГО ЗА ГОД 2 5 часов 2 2 1 108 час. 10 Планируемые результаты: Личностные результаты освоения программы: формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: 11 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 12 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (108 часов) № Основные характеристики образовательного п/п процесса 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36 3 Количество часов в неделю 3 4 Количество часов 5 Недель в 1 полугодии 6 Недель во II полугодии 7 Начало занятий 8 Выходные праздничные дни, связанные с государственными праздниками 9 Окончание учебного года 108 17 19 01 сентября 4 ноября 1,2,3,4,5,6,8 января 7 января 23 февраля 8 марта 1-2 мая 9 мая 26 мая Материально-технические условия реализации Программы Для обеспечения Программы необходимо: аудиторный фонд, обеспечивающий проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, проектно-исследовательской и практической работы обучающихся; технические средства обучения; наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы; аудио-видеоаппаратура; мультимедийные средства обучения, (компьютеры); наглядные пособия, приборы и др. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль включает: сочинение-эссе, анализ проблемных (педагогических) ситуаций. В начале учебного года для оценки уровня мотивации и педагогических знаний обучающимся предлагается написать эссе «Что для меня привлекательно в профессии учителя». Промежуточная диагностика уровня освоения проводится в виде собеседования по темам программы. Оценивается глубина общих знаний, навыки применения знаний при решении практических заданий. В конце года проводится тестирование. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение Программы. Оценочное средство — эссе. 13 Эссе — это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, отражающее позицию автора по какому-либо актуальному вопросу(проблеме). Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал. Структура эссе Титульный лист (включает информацию об образовательной организации, авторе, руководителе, название работы). Содержание или краткий план выполняемой работы. Введение (содержит обоснование интереса выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость). Основная часть (включает 1-2 параграфа и предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие темы). Заключение (резюмирует главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, содержит выводы). Список использованной литературы (если она использовалась). Критерии оценки эссе самостоятельность выполнения работы; творческий подход к осмыслению предложенной темы; способность аргументировать основные положения и выводы; обоснованность, доказательность и оригинальность постановки и решения проблемы; четкость и лаконичность изложения собственных мыслей; соответствие работы формальным требованиям и жанру самостоятельной работы. Оценочное средство — анализ педагогических ситуаций Схема анализа Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта. Определите педагогическую цель (планируемый результат, который хотелось бы достичь в данной ситуации). Сформулируйте несколько вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации. Продемонстрируйте один из предложенных вами правильных вариантов решения ситуации. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; 5. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования, утверждена приказом Минобрнауки России от 18 июля 2002 г. № 2783; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.20 15 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/109 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобразования России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации курсов по выбору»; 13. Методические рекомендации № 03-412 от 4 марта 2010 г. Минобразования России по вопросам организации профильного обучения; 14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573). 15. Бадмаева Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н. Ц. 15 Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004. 16. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Соц. педагогика», «Педагогика» / Н.М. Борытко; Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, 2008, Академия. — 288 с. 17. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография/Н.М. Борытко; М-во образования Рос. Федерации, Волгоград. гос. пед. ун-т, 2001, Перемена. — 214 с. 18. Гальперин П. Я., Кабылицкая С. Л. Методика изучения уровня внимания) / Альманах психологических тестов. — М., 1995. 19. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие/ Под ред. А. С. Роботова. — М.: Академия, 2006. 20. Введение в педагогическую профессию [Текст]/В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. — М.: Пед. о-во России, 2005. — 352 с. 21. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. — М.: Академия, 2008. — 157 с. 22. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации.— М.: «Наука», 1980. 23. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб: Питер, 2008. 544 с: ил. (Серия: Мастера психологии). 24. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999. 25. Зеер Э. Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. 26. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии, — М.: 1999. 27. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. 28. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр«Академия», 2004. 29. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. с ил. (Серия «Учебник для вузов»). 30. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 класс. 31. Пономарёва М. А., Юхновец Т. И. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов / под общ. ред. М. А. Пономарёвой. — Минск: Тесей, 2008. 32. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 'Стелс',2001. 33. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения,опросники (8-11 классы). — Москва: Вако, 2005. 34. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. 35. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 36. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. 16 37. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика PAO А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с. 38. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 39. Осмоловская И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 40. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 41. Сластёнин В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. М.: Прометей, 1991. Список литературы для обучающихся 1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Как учиться с интересом». — М.:«Издательство ACT», 2015. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию».—М.: «Издательство ACT», 2015. 3. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. 4. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 класс. 5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — Москва: Вако, 2005.