Умелые ручки

Пояснительная записка

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав учреждения;
- Положение о структуре и содержании дополнительной общеобразовательной
программы.
Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить, что ребенку не просто
заниматься трудовой деятельностью и тем более доводить начатое дело до конца. Чтобы
конечный результат был привлекателен, для этого нужно, чтобы процесс изготовления был
посилен.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети
ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, в них «просыпаются»
творческие способности, возникает желание жить по законам красоты.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что программа
ориентирована на применение разных видов труда с использованием разнообразных
материалов (соленое тесто, бросовый материал, бумага, мех, нитки, ткани).
Приступая к изготовлению изделия, обучающиеся под руководством педагога
проводят исследовательскую работу: рассматривают предложенный образец, выстраивают
план действий (что будут делать сначала, что потом), подбирают материал, реализуют
задуманное, сверяют результат с образцом или вносят собственные изменения и
дополнения.
1 год обучения
Цель: создание условий для развития у детей потребности в познании через
декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- обучение приемам и технике изготовления изделий из бумаги и природного материала;
- развитие образного и пространственного мышления, творческого воображения, внимания
и памяти;
- воспитание трудолюбия, усидчивости и умение общаться в детском коллективе.
2 год обучения
Цель: развитие творческих способностей у детей в области декоративноприкладного искусства.

3

Задачи:
- обучение приемам и технике изготовление изделий из соленого теста;
- обучение технике выполнения ручных швов «вперед иголка», «застрочной»,
«расстрочной», «краеобметочный»;
- развитие интереса к народному искусству и народным традициям Урала;
- воспитание ответственности, усидчивости, трудолюбия.
3 год обучения
Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в
процессе занятий.
Задачи:
- развитие эстетического отношения к природе, к человеку, к народным традициям;
- обучение изготовления изделий из соленого теста по памяти и по воображению;
- воспитание настойчивости в достижении цели, стремления доводить начатое дело до
конца.
4 год обучения
Цель: создание условий для развития интересов и потребностей в самостоятельном
творчестве и способности к его осуществлению.
Задачи:
- расширение знаний детей о выразительных возможностях различных декоративных
материалов и техник;
- развитие фантазии, продуктивного творческого воображения при создании
декоративного изделия;
- воспитание целеустремленности, стремления выполнять творческие задания
самостоятельно.
Содержание курса включает следующие основные темы:
1 год:
1. Бумагопластика.
2. Работа с природным материалом.
2 год:
1. Лепка из соленого теста.
2. Ручные швы.
3 год:
1. Лепка из соленого теста.
2. Мягкая игрушка.
4 год:
1. Рисование пластилином.
2. Лоскутное творчество.
3. Лепка из цветного соленого теста.
В процессе занятий первого года обучения дети знакомятся с техникой изготовления
изделий их бумаги (оригами, аппликация, бумагопластика, мозаика), учатся создавать
композиции из природного материала.
В процессе практической работы, которая является основной формой второго года
обучения, дети знакомятся с основными законами, правилами, приемам и средствами
композиции, с методами работы над композицией из соленого теста. Также во время
второго года обучения дети знакомятся с видами и техникой выполнения ручных швов.
В процессе третьего года обучения дети выполняют работы из соленого теста,
знакомятся с видами и техникой изготовления мягкой игрушки.

4

В процессе четвертого года обучения дети продолжают развивать представления об
окружающем мире, путем наблюдений и умений видеть красоту и многообразие реального
мира. Развивается творческая активность и инициатива. Дети самостоятельно учатся
выполнять работу в технике рисования пластилином, работать с тканью и самостоятельно
создавать композиции из соленого теста.
Программа сориентирована на девочек и мальчиков младшего школьного возраста с
7 до 10 лет. Данная программа рассчитана на 4 года обучения, объем каждого курса 72
часа, теории 1 год обучения - 26 часов, практики - 46 часов, 2 год обучения- теории - 8
часов, практики - 64 часа, 3 год обучения - теории - 8 часов, практики - 64 часа, 4 год
обучения - теории - 12 часов, практики - 60 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Принципы организации образовательной среды.
Темы в учебном плане расположены по принципу от простого к сложному. Каждая
тема способствует реализации поставленных выше задач.
В младшем школьном возрасте происходит кардинальное изменение организма.
Усложняются и развиваются психические познавательные процессы – мышление, память,
волевая и нравственная сфера. Мышление конкретное, наглядное, только формируется. На
этом этапе педагогу необходимо развивать интерес ребенка, который выступает как
непосредственный внутренний побудитель личности обучающегося к активному участию
в деятельности. В содержание педагогического процесса на этом этапе входят: создание
условий для положительного восприятия деятельности и отношений, ожидание успеха и
удовольствия от участия в них, формирование у детей обобщенных представлений и
понятий.
На занятиях используются групповые, индивидуальные, по звеньям и фронтальные
формы обучения. Родители играют немало важную роль в образовательном процессе. Они
могут присутствовать на занятиях, принимать в них участие.
Половина всего образовательного процесса занимает самообразование. Творческая
деятельность, самодеятельность, участие в выставках, конкурсах, помогает детям
развиваться всесторонне.
В целях обеспечения преемственности и взаимосвязи программ дополнительного и
основного образования Свердловской области содержание учебного материала данной
программы соотнесено с основными принципами государственного образовательного
стандарта (национально-регионального компонента).
Методы и принципы обучения.
Теоретические знания даются детям в форме беседы, объяснений, просмотра
готовых образцов, показа приемов работы в процессе обучения.
Практические занятия проводятся в форме самостоятельной работы детей по
изготовлению изделий. На каждом занятии осуществляется текущий контрольный анализ
каждого элемента или выполненного изделия. Тематический контроль проводится после
каждой темы: викторина, конкурсные задания, проверка знаний детьми по теории и
практике. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Дети участвуют в
городских выставках, конкурсах.
В настоящее время существуют типовые программы: «150 уроков труда»
(Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства
образования РФ). – из данной программы взяты темы:
- Складные игрушки: лягушонок, заяц, лиса;
- Объемная аппликация;

5

Гнутые изделия из квадратов «самоцвет»;
Мозаичная аппликация;
Аппликация наложением внахлест;
Сувенирная шкатулка.
Данная программа устарела.
Программа «Работа с природным материалом» (Рекомендовано Министерством
общего и профессионального образования РФ. Новиков С.Н. – М.: ВЦХТ, 1997.) –
использованы темы, подходящие по возрасту обучающихся программы. Темы:
- Аппликация из листьев, травы и сухих цветов;
- Мозаика из гальки на пластилиновой основе;
- Мозаика из природного материала на пластилиновой основе;
- Поделки из сучков, веток, шишек;
Остальные темы не подходят по возрасту обучающихся данной программы.
«Сборник программ дополнительного образования социально-педагогического
направления» (Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области Объединение «Дворец молодежи») – взят раздел «лепка из соленого теста».
Остальные темы не подходят по возрасту обучающихся данной программы.
В программу включен раздел «Ручные швы» для того, чтобы, обучающиеся,
закончив обучение по программе «Умелые ручки», смогли обучаться по более
усложненной программе («Мягкая игрушка»), соответствующей их возрасту.
Тип программы – интегрированная, по содержанию является составительской.
-

6

Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Тема

1. Бумагопластика
1.1. Вводное занятие. Правила ТБ
1.2. Материалы и инструменты.
Организация рабочего места
1.3. Складные игрушки: лягушонок, заяц,
лиса
1.4. Объемная аппликация
1.5. Гнутые изделия из квадратов
«самоцвет»
1.6. Мозаичная аппликация
1.7. Аппликация наложением внахлест
1.8. Сувенирная шкатулка
1.9. Изготовление изделий для выставки
2. Работа с природным материалом
2.1. Аппликация из природного материала
2.2. Мозаика из гальки на пластилиновой
основе
2.3. Мозаика из природного материала на
пластилиновой основе.
2.4. Поделки из сучков, веток, шишек
2.5. Изготовление изделий для выставки
2.6. Итоговое занятие
Итого

Теория

Практика

16
2

20

2

Всего
часов
40
2
2

2
2

2
2

4
4

2
2
2
2
10
2

2
2
6
4
6
22
4

4
4
8
6
6
32
6

2

4

6

2
2

4
4
6

6
6
6
2
72

2
26

42

7

Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Тема

Теория

Практика

1.
1.1.
1.2.
1.3.

Лепка из соленого теста
Вводное занятие. Правила ТБ
Приготовление соленого теста
Окрашивание и обработка соленого
теста
Плетение венка
Брелоки
Сувениры растительной тематики.
Подковки
Подарочные украшения
Пасхальные сувениры
Сувениры изготовленные с помощью
оттисков
Новогодние подарки
Кулоны
Рождественские украшения
Композиция «Булочная»
Композиция «Дерево»
Композиция «Курочка Ряба»
Изготовление работ для выставки ДПИ

11
4
4
3

45

Всего
часов
56
4
4

4
4
4
4
4
4
4

4
4
4
4
4
4
4

4
4
2
2
1
1
1

4
4
2
2
2
2
2

1
12

2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
72

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Ручные швы
Характеристика швов
Шов «вперед иголка»
Шов «назад иголка»
Шов «через край»
Петельный шов
Косой шов
Обметочный шов
Итоговое занятие
Итого:

4
3

2
2
2
2
2
2
1
15

57

8

Учебно-тематический план
3 год обучения
№

Тема

Теория

Практика

1.
1.1.
1.2.
1.3.

Лепка из соленого теста
Вводное занятие. Правила ТБ
Приготовление соленого теста
Окрашивание и обработка соленого
теста
Плетение венка
Брелоки
Сувениры растительной тематики
Подковки
Подарочные украшения
Пасхальные сувениры
Сувениры изготовленные с
помощью оттисков
Новогодние подарки
Кулоны
Рождественские украшения
Различные композиции
Изготовление изделий для выставки
ДПИ
Мягкая игрушка
Организация рабочего места.
Правила ТБ
Изготовление выкройки мягкой
игрушки
Изготовление игольницы
Выполнение игрушки петельным
швом
Изготовление изделий для выставки
Итоговое занятие

11
4
4
3

45

Всего
часов
56

1
4
4
4
4
4
4
4

4
6
6
4
4
6
4

4
4
4
2
1

4
4
4
4
2

1
12
0

2
16
2

2
4

2
4

4

4

2

2
2
72

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Итого:

4
3

1
15

57

9

Учебно-тематический план
4 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Вводное занятие.
Правила Т/Б
Рисование пластилином
Лоскутное творчество
Лепка из цветного соленого теста
Изготовление работ для выставки
ДПИ
Итоговое занятие
Итого

Теория

Практика

2

-

Всего
часов
2

2
2
2
2

15
15
15
15

17
17
17
17

2
12

60

2
72

10

Содержание курса
1 год обучения
1. Бумагопластика
1.1. Вводное занятие. Правила ТБ
Теория:
- беседа с детьми о цели работы объединения, просмотр наглядных пособий.
1.2. Материалы и инструменты. Правила ТБ. Организация рабочего места
Теория:
- знакомство с инструментами и оборудованием;
- беседа о правилах ТБ;
- правильная организация рабочего места.
1.3. Складные игрушки: лягушонок, заяц, лиса и т.д.
Теория:
- демонстрация образцов изделий;
- понятие о выкройках, шаблонах.
Практика:
- изготовление игрушки: лягушонок, заяц, лиса и т.д.
1.4. Объемная аппликация
Теория:
- демонстрация композиции;
- анализ конструкции изделия.
Практика:
- вырезание по шаблону сразу несколько деталей;
- самостоятельное гофрирование лепестка;
- составление композиций: цветок пиона, поздравительная открытка.
1.5. Гнутые изделия из квадратов
Теория:
- коллективный анализ конструкции изделия;
- демонстрация готового изделия.
Практика:
- самостоятельное изготовление гнутого изделия из квадратов.
1.6. Мозаичная аппликация
Теория:
- обсуждение образцов плоских мозаичных аппликаций, собранных из
резанных и рваных кусочков бумаги;
- выбор мотива для аппликации.
Практика:
- разметка мотива;
- подготовка материалов;
- сборка мотива.
1.7. Аппликация наложением внахлест
Теория:
- анализ конструкции изделия;
- показ приема наложения деталей внахлест;
- демонстрация готового изделия.
Практика:

11

- разметка всех деталей вырезанием;
- фронтальное составление композиций аппликаций.
1.8. Сувенирная шкатулка
Теория:
- особенности соединения деталей шкатулки;
- повторение правил ТБ с колющими инструментами.
Практика:
- составление орнамента из растительных и геометрических элементов;
- раскрой, изготовление деталей;
- изготовление шкатулки.
1.9. Изготовление изделий для выставки
Практика:
- самостоятельное выполнение и оформление работ.
2. Работа с природным материалом
2.1. Аппликация из природного материала
Теория:
- использование природного растительного материала в народном творчестве.
Практика:
- самостоятельное составление композиций: осенний лес, жар-птица и т.д.
2.2. Мозаика из гальки на пластилиновой основе
Теория:
- использование природного и растительного материала в народном творчестве.
Практика:
- составление эскиза будущей композиции, подсказанной природой;
- самостоятельный выбор композиций.
2.3. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе
Теория:
- знакомство с материалом и его пластическими возможностями.
Практика:
- составление эскиза будущего изделия, подсказанного природой;
- изготовление сувениров;
- изготовление мозаики.
2.4. Поделки из сучков, веток, шишек
Теория:
- виды изготовления работ.
Практика:
- самостоятельное изготовление эскиза изделия;
- изготовление макетов, сувениров, игрушек.
2.5. Изготовление изделий для выставки
Практика:
- самостоятельный выбор изделия, данного программой 1 года обучения;
- творческое изготовление и окончательное оформление работ.
2.6. Итоговое занятие
Теория:
- творческая защита своих работ;

12

- подведение итога проделанной работы за учебный год;
- поощрение и награждение учащихся.

13

Содержание курса
2 год обучения
1. Лепка из соленого теста
1.1. Вводное занятие. Правила ТБ
Теория:
- содержание работы объединения;
- организация работы в кабинете;
- правила ТБ, знакомство с инструментами и приспособлениями.
1.2. Приготовление соленого теста
Теория:
- история возникновения теста;
- способы приготовления соленого теста.
1.3. Окрашивание и обработка соленого теста
Практика:
- окрашивание и обработка соленого теста различными способами.
1.4. Плетение венка
Теория:
- приемы раскатывания колбасок;
- способы соединения краев венка.
Практика:
- изготовление венка.
1.5. Брелоки
Теория:
- повторение правил и приемов разогрева теста;
- виды брелоков.
Практика:
- изготовление брелоков по трафарету и без него.
1.6. Сувениры растительной тематики
Теория:
- способы изготовления цветов и листьев и соединение их с основным изделием.
Практика:
- изготовление сувенира.
1.7. Подковки
Теория:
- знакомство с образцами;
- способы и приемы обработки и соединения деталей изделий между собой.
Практика:
- изготовление подков.
1.8. Подарочные украшения
Теория:
- виды подарочных украшений;
- выбор изделий для творческой работы.
Практика:
- изготовление подарочных украшений по схеме и по замыслу.
1.9. Пасхальные сувениры
Теория:

14

- знакомство с образцами пасхальных сувениров.
Практика:
- изготовление пасхальных сувениров.
1.10. Сувениры изготовленные с помощью оттисков
Теория:
- формы оттисков и способы их нанесения.
Практика:
- изготовление сувениров.
1.11. Новогодние подарки
Теория:
- материал, используемый для новогодних поделок;
- способы закрепления украшений.
Практика:
- изготовление новогодних подарков.
1.12. Кулоны
Теория:
- особенности изготовления кулонов, подручные средства.
Практика:
- изготовление изделий с помощью подручных средств.
1.13. Рождественские украшения
Теория:
- способы закрепления украшений на формы.
Практика:
- изготовление изделий.
1.14. – 1.16. Композиции «Булочная», «Курочка Ряба», «Дерево»
Теория:
- использование трафаретов, оттисков, природных материалов, особенности
закрепления изделий из теста на холст, бумагу.
Практика:
- сборка композиций.
1.17. Изготовление изделий для выставки ДПИ
Практика:
- самостоятельное изготовление изделий;
- художественное оформление работы.
2. Ручные швы
2.1. Характеристика швов
Теория:
- виды ручных швов;
- характеристика швов.
2.2. – 2.7. Шов «вперед иголка», «назад иголка», «через край»,»петельный»,
«косой шов», обметочный»
Теория:
- знакомство с техникой выполнения ручных швов.
Практика:
- выполнение всех видов швов.
2.8. Итоговое занятие

15

Теория:
- подведение итогов за прошедший учебный год и знакомство с новой программой на
следующий учебный год.

16

Содержание курса
3 год обучения
1. Лепка из соленого теста
1.1. Вводное занятие. Правила ТБ
Теория:
- содержание работы объединения;
- организация работы в кабинете;
- правила ТБ, знакомство с инструментами и приспособлениями.
1.2. Приготовление соленого теста
Теория:
- история возникновения теста;
- способы приготовления соленого теста.
1.3. Окрашивание и обработка соленого теста
Практика:
- окрашивание и обработка соленого теста различными способами.
1.4. Плетение венка
Теория:
- приемы раскатывания колбасок;
- способы соединения краев венка.
Практика:
- изготовление венка.
1.5. Брелоки
Теория:
- повторение правил и приемов разогрева теста;
- виды брелоков.
Практика:
- изготовление брелоков по трафарету и без него.
1.6. Сувениры растительной тематики
Теория:
- способы изготовления цветов и листьев и соединение их с основным изделием.
Практика:
- изготовление сувенира.
1.7. Подковки
Теория:
- знакомство с образцами;
- способы и приемы обработки и соединения деталей изделий между собой.
Практика:
- изготовление подков.
1.8. Подарочные украшения
Теория:
- виды подарочных украшений;
- выбор изделий для творческой работы.
Практика:
- изготовление подарочных украшений по схеме и по замыслу.
1.9. Пасхальные сувениры
Теория:
- знакомство с образцами пасхальных сувениров.

17

Практика:
- изготовление пасхальных сувениров.
1.10. Сувениры изготовленные с помощью оттисков
Теория:
- формы оттисков и способы их нанесения.
Практика:
- изготовление сувениров.
1.11. Новогодние подарки
Теория:
- материал, используемый для новогодних поделок;
- способы закрепления украшений.
Практика:
- изготовление новогодних подарков.
1.12. Кулоны
Теория:
- особенности изготовления кулонов, подручные средства.
Практика:
- изготовление изделий с помощью подручных средств.
1.13. Рождественские украшения
Теория:
- способы закрепления украшений на формы.
Практика:
- изготовление изделий.
1.14. Различные композиции из теста Изготовление изделий для выставки ДПИ
Теория:
- использование трафаретов, оттисков, природных материалов, особенности
закрепления изделий из теста на холст, бумагу.
Практика:
- сборка композиций.
2. Мягкая игрушка
2.1. Организация рабочего места. Правила ТБ
Теория:
- организация работы в кабинете;
- правила ТБ, знакомство с инструментами и приспособлениями.
2.2. Изготовление выкройки мягкой игрушки
Практика:
- выбор материала;
- раскрой деталей по шаблону;
- особенности изготовления выкройки.
2.3. Изготовление игольницы
Практика:
- выбор материала;
- раскрой деталей;
- сшивание деталей;
- самостоятельное оформление игольницы.
2.4. Выполнение игрушки петельным швом
Практика:

18

- выбор материала;
- раскрой деталей;
- сшивание деталей;
- самостоятельное оформление игрушки.
2.5. Изготовление изделий для выставки
Практика:
- разработка эскизов;
- подбор материала;
- самостоятельный пошив выбранной игрушки.
2.6. Итоговое занятие
Теория:
- заключительное занятие предусматривает подведение итогов всей проделанной работы за
год обучения.

19

Содержание курса
4 год обучения
1.Вводное занятие
Теория.
- повторение правил Т/Б при работе с инструментами;
- организация рабочего места.
2. Рисование пластилином
Теория.
- изучение технологии рисования пластилином по картону, стеклу с контуром и без
контура.
Практика.
- составление эскиза;
- перенос эскиза на стекло при помощи контурных линий.
3. Лоскутное творчество
Теория.
- история лоскутного творчества;
- знакомство с видами и техникой выполнения работ из лоскута («пицца», кафедральные
окна» и т.д.).
Практика.
- подбор материала;
- подбор композиции;
- изготовление отдельных блоков;
- изготовление целого изделия.
4. Лепка из цветного соленого теста
Теория.
- повторение правил изготовления цветного соленого теста.
Практика.
- подбор композиции;
- изготовление композиции.
5. Изготовление работ для выставки ДПИ
Практика.
- самостоятельное изготовление изделий;
- художественное оформление работ.
6. Итоговое занятие
Теория.
- подведение итогов за прошедший учебный год.

20

Ожидаемые результаты
1 год обучения
-

-

После окончания курса обучения обучающиеся должны знать:
свойства бумаги;
приемы работы с бумагой и природным материалом;
правила безопасности работы с ножницами, циркулем, шилом, красками;
графические изображения (рисунок, эскиз, чертеж);
технологическую последовательность изготовления изделий из бумаги и
природного материала.
Обучающиеся должны уметь:
организовывать рабочее место;
пользоваться линейкой, угольником, циркулем, ножницами;
выполнять различные приемы в работе с бумагой и природным материалом;
выполнять эскизы несложных плоских деталей;
выполнять разметку на материале по шаблону и чертежу;
создавать модели из плоских и объемных деталей по чертежу, рисунку, образцу;
самостоятельно изготавливать различные игрушки и сувениры из природного материала;
доводить начатое дело до конца.

21

Ожидаемые результаты
2 год обучения
-

После окончания курса обучения обучающиеся должны знать:
историю народных промыслов;
приемы обработки изделий из соленого теста;
инструменты и приспособления;
все виды ручных швов;
приемы оформления изделий.

Обучающиеся должны уметь:
- свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами,
приспособлениями, необходимыми в процессе работы;
- выполнять необходимые операции по изготовлению изделий художественного
достоинства;
- выражать своей композицией задуманную тему;
- выполнять все виды ручных швов;
- подчинять второстепенные элементы главному решению в целом;
- общаться со сверстниками при выполнении коллективных работ.

22

Ожидаемые результаты
3 год обучения
-

-

Обучающиеся должны знать:
приемы обработки изделий из соленого теста;
инструменты и приспособления;
все виды ручных швов;
приемы оформления изделий из ткани, меха.
Обучающиеся должны уметь:
свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами,
приспособлениями, необходимыми в процессе работы;
выполнять необходимые операции по изготовлению изделий художественного
достоинства;
выражать своей композицией задуманную тему;
самостоятельно выполнять мягкую игрушку петельным швом;
общаться со сверстниками при выполнении коллективных работ.

23

Ожидаемые результаты
4 год обучения
После окончания курса дети должны знать:
- технику безопасности при использовании инструментов и оборудования;
- приемы и технику рисования пластилином;
- приемы и технику обработки материала;
- приемы обработки изделий из соленого теста;
- виды декоративно-прикладного искусства.
Дети должны уметь:
- свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами, приспособлениями,
необходимыми в процессе работы;
- выражать своей композицией задуманную тему;
- работать в определенных видах и техниках декоративно-прикладного творчества;
- ответственно относиться к порученному делу;
- общаться со сверстниками при выполнении коллективных работ.

24

Перечень учебно-методического обеспечения
-

-

-

Инструменты:
стол для работы с соленым тестом;
специальные доски;
кисти для рисования;
ножи, ножницы, вилки;
шаблоны;
иглы для ручной работы;
нитки катушечные различных цветов;
карандаши или фломастеры.
Материалы:
альбом для рисования;
мука (пшеничная, ржаная 1 и высшего сорта);
для оформления работ из соленого теста: пуговицы, бусинки различных размеров,
крупы, колоски, мох и т.д.;
краски, гуашь;
х/б ткань.
Наглядные пособия:
таблица с цветовым кругом;
иллюстрированные материалы по декоративно-прикладному
искусству;
планшеты по ТБ;
образцы изделий из соленого теста;
таблица «виды швов».

25

Библиографический список.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Геронимус Т.М. 150 уроков труда / Т.М. Геронимус. - Т.: «АРТОУС» 1996.
Кискальт И. Соленое тесто / И. Кискальт. - М.: «АСТ ПРЕСС» 1998.
Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: «Просвещение» 1995.
Новиков С.Н. Работа с природным материалом: Учебная программа / С.Н. Новиков
– М.: ВЦХТ, 1997.
Сборник программ дополнительного образования социально-педагогического
направления. Екатеринбург. 2002.
Уроки детского творчества. - М.:«Внешсигма» АСТ. 2000.
Фридман А.Ф. «Психологический справочник учителя» / Ф.А. Фридман, И.Ю.
Кулагина. - М.: «Совершенство» 1998.
Цирулик Н.А. Умные руки / Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняков. - М.: Издательский дом
«Федоров» 2001.
Цирулик Н.А.Уроки творчества / Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняков. - М.: Издательский
дом Федоров, 2000.

26

Сведения об авторе.
Ф.И.О. :

Корепанова Елена Михайловна

Место работы: МБОУ ДОД ЦВР г. Реж, ул. Металлургов, 8
Должность:

педагог дополнительного образования

Образование:

РПЛ г. Реж, портной – закройщик

Педагогический стаж:
Категория:

23 года

I

Домашний адрес:

ул. Строителей 7 - 37.

27

Аннотация.
Данная программа адресована педагогам дополнительного образования и может
быть реализована в УДО.
1 год обучения
Цель: создание условий для развития у детей потребности в познании через
декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- обучение приемам и технике изготовления изделий из бумаги;
- обучение приемам и технике изготовления изделий из природного материала;
- развитие образного и пространственного мышления, творческого воображения, внимания
и памяти.
2 год обучения
Цель: развитие творческих способностей у детей в области декоративноприкладного искусства.
Задачи:
- обучение приемам и технике изготовление изделий из соленого теста;
- обучение технике выполнения ручных швов «вперед иголка», «застрочной»,
«расстрочной», «краеобметочный»;
- развитие интереса к народному искусству и народным традициям Урала;
- воспитание ответственности, усидчивости, трудолюбия.
3 год обучения
Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в
процессе занятий.
Задачи:
- развитие эстетического отношения к природе, к человеку, к народным традициям;
- обучение изготовления изделий из соленого теста по памяти и по воображению;
- воспитание настойчивости в достижении цели, стремления доводить начатое дело до
конца.
4 год обучения
Цель: создание условий для развития интересов и потребностей в самостоятельном
творчестве и способности к его осуществлению.
- расширение знаний детей о выразительных возможностях различных декоративных
материалов и техник;
- развитие фантазии, продуктивного творческого воображения при создании
декоративного изделия;
- воспитание целеустремленности, стремления выполнять творческие задания
самостоятельно.
Содержание курса включает следующие основные темы:
1 год:
1. Бумагопластика.
2. Работа с природным материалом.
2 год:
1. Лепка из соленого теста.
2. Ручные швы.
3 год:
1. Лепка из соленого теста.

28

2. Мягкая игрушка.
4 год:
1. Рисование пластилином.
2. Лоскутное творчество.
3. Лепка из цветного соленого теста.
Программа предусмотрена для работы с детьми младшего школьного возраста от 7
до 10 лет. Курс рассчитан на 4 года обучения. Объем курса 72 часа. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 2 часа.
Занятия по данной программе активно развивают пространственное мышление и
воображение, моторику, глазомер, умение узнавать геометрические фигуры в любом
положении, аккуратность, точность восприятия, внимание и зрительно – моторную
координацию.
По своему типу программа является интегрированной, по содержанию –
составительской.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».