Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития» Режевской городской округ УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ ДО ЦТР № _______ от 01.09.2023 _________ А.В. Богатова ПРИНЯТО решением Педагогического совета МБУ ДО ЦТР Протокол № 1 от 01.09.2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план МБУ ДО ЦТР (далее Учреждение) разработан на основе документов: - Федеральный закон ”Об образовании в Российской Федерации“ № 273-ФЗ от 29.12.2012г; Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года Постановление РФ № 751 от 04.10.2000г; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015 г.); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» № 03-925 от 21.06.2021г. (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Устав Учреждения; - Положение об образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и электронного обучения в МБУ ДО ЦТР от 16.03.2020 г. №58/01-06. Учебный план соответствует целям и задачам Программы развития Учреждения, Образовательной программы. Учебный план направлен на создание условий для образования, воспитания и развития личности, готовой к самообразованию, самоопределению, самореализации в различных сферах жизнедеятельности посредством предоставления дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности в интересах ребенка, общества, государства. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет перечень программ, время, отводимое на их освоение; - распределяет программы по направленностям и годам обучения. Педагогический коллектив решает ряд задач, направленных на гуманизацию всей жизни Учреждения: увеличение охвата дополнительным образованием детей; расширение возможностей персонализации дополнительного образования детей; • обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей для удовлетворения индивидуальных запросов и решения задач повышения качества образования; • развитие эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности; - укрепление потенциала дополнительного образования детей в решении задач воспитания и взросления. Педагогами максимально учтены индивидуальные возможности и возрастные особенности ребенка, создан психологический комфорт, оказывается помощь в формировании положительной самооценки и развитии творческого потенциала обучающегося. Продолжительность учебного года Учебный план определяет продолжительность учебного года с 1 сентября до 26 мая. Комплектование учебных групп проводится ежегодно в августе сентябре. Занятия для детей проводятся во все дни недели, включая воскресенье и каникулы. Расписание занятий Учреждение самостоятельно определяет режим работы. Расписание занятий в Учреждении составлено с учётом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. Занятия проходят в свободное от основной учебы время, обучающимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую. Учебновоспитательная деятельность проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Занятия организованы в 3 смены. Начало занятий - 8.00 ч., окончание занятий-20.00 ч. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет и старше допускается окончание занятий в 21.00 ч. Продолжительность занятий Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся. Для детей дошкольного возраста продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут, для детей младшего, среднего, старшего возраста, взрослых - 45 минут, 15 минут после занятий устаивается перерыв для отдыха обучающихся и проветривания помещений. Формы образовательной деятельности С учётом направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы теоретические и практические занятия могут проводиться индивидуально и с группой обучающихся как в очной форме, так и с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. - Самостоятельная работа обучающихся в период дистанционного обучения реализуется в соответствии с утвержденным расписанием. Связь обучающегося с педагогом поддерживается с помощью сети Интернет (сайта образовательного учреждения, портала Инфоурок, групп Учреждения в социальных сетях). При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Основными формами образовательной деятельности являются: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, лабораторные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, фестивали, концерты и т. д. Количество часов на групповые и индивидуальные занятия определяется педагогами в соответствии с утвержденными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами. Возрастной состав учебных групп В Учреждении занимаются обучающиеся от 5 до 18 лет. Работа строится по следующим возрастным группам: 5-6 лет - дошкольный возраст; 7-10 лет - младший школьный возраст; 10-14лет - средний школьный возраст; 15-18 лет - старший школьный возраст. В группе могут обучаться как одновозрастные, так и разновозрастные обучающиеся. Численный состав учебной группы Численный состав учебной группы определяется Уставом Учреждения в зависимости от требований программы, возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы, требований СанПиНа, утверждается педагогическим советом. Наполняемость групп: до 15 человек (в зависимости от рекомендуемого состава и площади помещений для занятий). Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения Освоение дополнительных общеобразовательных программ предусматривает проведение промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой аттестации обучающихся. Аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий, отчетных выставок, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, тестов, докладов, защиты проектов, рефератов, контрольных заданий, собеседований и т.п. Система оценок определяется следующими критериями: • уровень освоения программы по избранному виду деятельности; • динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных, Всероссийских и Международных мероприятиях. Продолжительность обучения в Учреждении Продолжительность обучения, указанная в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, обусловливается спецификой деятельности творческого объединения, составляет от 1 до 6 лет. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы В соответствии с лицензией Учреждение осуществляет деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 6 направленностей: художественной, туристско-краеведческой, социальногуманитарной, технической, физкультурно-спортивной, естественно-научной. Содержание дополнительных образовательных общеразвивающих программ соответствует: • российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристскокраеведческой, экологобиологической, социально-педагогической); • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); • формам и методам обучения (активным методам дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиям, конкурсам, соревнований, экскурсий, походов и т.д.); • методам контроля и управления образовательным процессом (анализу результатов деятельности детей); • средствам обучения (перечню необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении). Дополнительные образовательные программы направлены на: • создание условий для развития личности ребенка; • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; • обеспечение эмоционального благополучия ребенка; • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; • профилактику асоциального поведения; • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка • укрепление психического и физического здоровья ребенка; • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Учебный план реализует 41 дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Педагогами самостоятельно разработаны и внедряются 100 % составительских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. В 2023-24 учебном году в рамках персонифицированного обучения реализуется 5 программ: Название программы 1. 2. 3. 4. 5. «Спортивный туристический маршрут» «Мягкая игрушка и сувенир» «Ступени творчества» «Акварелька» «Вдохновение» Педагог дополнительного образования Голендухин В.Н. Евдокимова Н.А. Киселева И.В. Корзникова Е.М. Новопашина Н.С. Художественная направленность: 21 программа - 51,2% Содержательной стороной выступает работа по воспитанию и развитию художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Техническая направленность: 4 программы - 9,8 % Содержательная сторона осуществляет развитие у обучающихся устойчивого интереса к наукоёмким технологиям и научно — исследовательской деятельности, развитие их информационной технологической культур, формирование навыков использования технических средств и технологических приёмов в повседневной жизни. Социально-гуманитарная направленность: 10 программ - 21,9 % Содержательной стороной выступает работа по созданию условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. Туристско-краеведческая направленность: 4 программы - 9,8 % Содержательной стороной является овладение обучающимися знаний, умений и навыков туристско-краеведческой деятельности, использование потенциала активных форм туризма и краеведения для решения проблем эффективной адаптации подростков к жизни, укрепление физического и психического здоровья, социальная реабилитация, коррекция интенсификация личностного развития. Физкультурно-спортивная направленность: 1 программа - 2,4 % Содержательной стороной является развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально этических, волевых качеств и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов обучающихся. Естественно-научная направленность: 1 программа - 4,9 % Содержательной стороной является развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, направлена на дополнение и углубление знаний естественных наук (экологии, биологии, математики, логики, физики и др.), способствует формированию интересов и знаний к различным наукам. Программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление у детей научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Реализация программ по возрастным группам ДОШКОЛЬНЫЙ Направленность • возраст Младший Средний ШКОЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ возраст возраст Старший школьный возраст Художественная Техническая 6 2 4 1 6 1 5 - Социально-гуманитарная 3 4 - 2 Туристско-краеведческая - 1 Физкультурно-спортивная - - 1 - Естественно-научная 1 1 - - Итого в 2022-23 году: 29,3 % 12 26,8% 11 19,5% 8 24,4% 10 24,6 %16 33,8 % 22 23,1 %15 18,5 %12 в 2021-22 году 22,4 %17 32,9 % 25 26,3 %20 18,4 %14 3 Сроки реализации программ Направленность 1 год обучения 2 года обучения З года и более лет Художественная Техническая 6 2 4 1 11 1 Социально- гуманитарная Туристско-краеведческая 6 2 - 2 1 - 1 1 1 - 1 1 16 39,0% 22 50,0 % 26 54,2 % 9 22,0% 4 9,1 % 4 8,3 % 16 39,0% 18 40,9 % 18 37,5 % Физкультурно-спортивная Естественно-научная Итого: в 2022-23 году в 2021-22 году Результат образования — выход на уровень образования включающий: -общекультурный уровень освоения предполагает расширение кругозора и информированности в данной образовательной области, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности в освоении программы, адаптацию в коллективе; углубленный предполагает овладение основными умениями, развитие компетентности в данной образовательной области, сформированность навыков на уровне практического применения, передачу своего опыта младшим членам коллектива; Для полноты выполнения учебного плана в Учреждении имеется необходимое кадровое, научно — методическое, материально — техническое обеспечении в соответствии с заявленными образовательными программами. Используемая литература, методические пособия, познавательная литература для обучающихся, материально-техническое оснащение занятий прописываются педагогом в каждой дополнительной общеобразовательной программе индивидуально. Учебные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам и условиям, гарантирующим охрану здоровья воспитанникам и работникам (акт проверки готовности образовательного учреждения к 2023 — 2024 учебному году: Структурное подразделение ул. Металлургов, д. 8 от 30.06.2023 г.; Структурное подразделение ул. Пятилетки, д. 6 от 28.06.2023 г.) Выполнение учебного плана контролируется заместителем директора по УВР по журналам учета работы объединений и выполнению учебно - тематических планов дополнительных общеобразовательных программ.